Студопедия — Место религии в русской культуре XV века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место религии в русской культуре XV века






Русская церковь, вновь набиравшая силу после военных побед и объединения Руси и начавшая претендовать на роль лидера православной религии, конечно, была совершенно непреклонна к любому «вольнодумству», а тем более открытым ересям. В 1375 г. были казнены в Новгороде («побища и свергоша с мосту») стригольник Карп и его единомышленники. «Художества стригольника» (цирюльника) состояли в том, что, «изучив словеса книжные», стригольники самих себя поставили в учителя народу, отвергая духовенство как «лживых учителей». Поскольку Христос не имеет своей церкви на земле, то учить (и учиться) христианству может каждый, идя собственным путем. Именно эта мысль была ведущей в тезисах Мартина Лютера полтора века спустя, а брожение ее шло по всей Европе, по крайней мере с IX века.

Большую опасность православная церковь усмотрела и в «жидовствующей» ереси, занесенной на Русь уже во второй половине XV века литовскими евреями. Обращаясь к античности, они занимались логикой и астрономией, умея даже предсказывать небесные явления. «Жидовствующая» ересь отрицала загробную жизнь и отвергала службы по умершим. В книге «Аристотелевы врата» подчеркивалось, что царская власть может быть употреблена только во служение народу. Ереси проходят через всю историю русской культуры, что также говорит об исключительном месте в ней религии.

Русская православная церковь боролась не только с ересями, но и с католической церковью, рассматривая все католичество как самую главную ересь и рассадник ересей на Руси. Расхождения между католичеством и православием не ограничивались догматом Троицы, а касались и других вопросов. Так, в православной религии дети считались безгрешными до 7 лет, в католичестве больше говорится о грехе, в православной — о прощении.

В 1439 г. была заключена Флорентийская уния между Византией и папой, что было расценено русской церковью как предательство и основание для независимости от константинопольского патриарха. Ждать пришлось недолго. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками. Падение Константинополя воспринималось на Руси как наказание за грехи, подобно гибели «Вавилонской блудницы» и падению Рима. В этой ситуации все более настойчиво стала выдвигаться давно вынашиваемая идея и богоизбранности русского народа. Ведь после 1453 года Московская Русь стала единственным независимым православным государством, а с 1480 г. окончательно перестала платить дань Орде. В 1472 г Великий князь Иван Васильевич III (1440—1505) женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, образованнейшей женщине, и тем самым как бы вступил в наследование византийской власти и византийской учености. Не случайно на гербе Ивана III с конца XV века появился византийский герб — двуглавый орел, сам он стал называться, по византийскому образцу, царем и автократом.

К концу XV века в очередной раз ожидался конец света, и взоры все чаще стали обращаться к Москве не только как столице русского государства, но и как законной наследнице и правопреемнице Рима и Константинополя, как и Третьему Риму. Один из главных идеологов «Третьего Рима», старец Филофей из Елизарова монастыря, писал: «Вся христианския царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя… яко же два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти».

В этой ситуации на центральное место выдвинулся вопрос о том, кто же возьмет на себя роль наставника в обновленном христианском царстве — церковь или государство? Спор об этом между иосифлянами и нестяжателями начался с того, следует ли церкви владеть землей? Нестяжатели, преемники Сергия Радонежского, во главе с Нилом Сорским (в миру Николай Майков, 1433—1508) на Соборе 1504 г. требовали, «чтобы у монастырей сёл не было, а жители были чернецы по пустыням да кормились рукоделием». Победили, однако Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, 1439/40—1515) и его последователи, сторонники власти, сильной во всех отношениях. Заодно они добились осуждения собором еретиков, вплоть до того, что был сожжен князь Федор Курицын, неоднократно бывавший с дипломатическими поручениями за границей, а теперь обвиненный в распространении «жидовской ереси». Но главным итогом победы иосифлян оказалось принятие их положения о праве московских государей на абсолютное «самодержство»: лишь «естеством» они подобны человеку, а «властию — от Бога». Таким образом, государь становился символом «Святой Руси», и это можно считать логическим итогом идеи «Третьего Рима». В 1547 г. на царство венчался Иван Васильевич (1547—1584), получивший прозвище Грозного и в полной мере реализовавший представления о самодержце. Как писал В. О. Ключевский, «Иван IV был первый из московских государей, который узнал и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божьего. Иван Грозный был к тому же «в словесной премудрости ритор, естествословен и с мышлением быстроумен». Длительная переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским причисляется к памятникам русской литературы.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия