Студопедия — Средневековое отношение к античности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средневековое отношение к античности






Резкая смена ценностей чрезвычайно наглядно прослеживается в отношении средневековья к античной культуре. Особо неприемлемым в ней для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи «смертных грехов». «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». (Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758.).

Борьба с язычеством была наиболее удобным и убедительным предлогом для гонений на античность, которые принимали порой не менее жестокие формы, чем до этого — гонения на христиан. Была убита в 415 г. толпой христиан — фанатиков Ипатия, образованнейшая женщина своего времени, математик и философ. На официальном же уровне преобладал более тонкий подход. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — так сформулировал позицию церкви папа Григорий I (VI в.). В 529 г. император Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, просуществовавшую девять веков. Его же запрет выплачивать жалованье учителем риторики и грамматики привел к закрытию большинства школ афинского типа. Запрещены были, как языческие, Олимпийские игры. Закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. В этих условиях языческое сознание было обречено на отмирание.

Вместе с тем богатейшее культурное наследие античности не могло быть просто отброшено, и в действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформация античной культуры, ее адаптация к христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад (Новый год, Масленица). Такой процесс происходил и в духовной сфере: «Исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики». (Там же). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика (философия) была обращена в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия — для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Светские знания признавались второстепенными, подчиненными изучению Библии и христианской догматики. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего Средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью» (вспомним, что подобное отношение начало формироваться еще в римский период).

Иоанн Златоуст (354—407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа в том, что их главная цель — «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу». Аврелий Августин (354—430), признавая достижения античной образованности и принимая программу «семи искусств», предостерегал, что античная традиция образования «погрязла в вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Неоднозначно относились к античности и многие другие отцы церкви. Григорий Назианский (ок. 329—390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (?—215) изучал и интерпретировал идеи Платона, который был объявлен предшественником христианства. Философы Прокл, Порфирий, Ямвлих немало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и их христианскому переосмыслению. Василий Кесарийский (330—379) написал трактат с более чем характерным названием «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». (В позднем Средневековье в XII в., подобные же мысли обосновывал Пьер Абеляр). Архиепископ Мартин де Брага (VI в.) утверждал, что христианам есть чему поучиться у античных стоиков — благоразумию, осторожности и осмотрительности, мужеству, справедливости и воздержанию.

Весьма своеобразную трансформацию претерпела философия Аристотеля. Продолжая числить его Учителем, Средневековье какие-то его положения принимало, в какие-то вносило «исправления и дополнения», какие-то вовсе запретило.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия