Лев Николаевич Толстой. Аврелий Марк (121-180), римский император (с 161) из династии Антонинов и философ-стоикАврелий Марк (121-180), римский император (с 161) из династии Антонинов и философ-стоик Али ибн Абу-Талеб (602-661), зять и сподвижник Мухаммеда Аллен Грант (1848-1899), американский писатель и естествоиспытатель Амаель Анри Фредерик (1821-1881), швейцарский писатель и философ Анания, член раннехристианской Иерусалимской общины Ангелус Силезиус (псевдоним Иоганна Шеффлера) (1624-1677), немецкий теолог и поэт Архангельский Александр Иванович (псевдоним: Бука) (1857-1906), фельдшер, ветеринар, литератор, последователь Л. Н. Толстого, автор сочинения "Кому служить?" Бабидов таблички, религиозные писания мусульманской секты бабидов, возникшей в Иране в середине XIX в.
Бакстер Ричард (1615-1691/1692), английский пуританский проповедник и теолог Бакунин Михаил Александрович (1814-1876), русский революционер, теоретик анархизма Балу (Баллу, Бэллоу) Адин (1803-1890), американский пастор и писатель Бентам Иеремия (1748-1832), английский философ и юрист, теоретик утилитаризма "Благочестивые мысли и наставления для руководства христианина на пути к совершенству" (М., 1879), сборник высказываний отцов церкви Бондарев Тимофей Михайлович (1820-1898), крестьянин, автор сочинения "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца" Браун Эдуард (1811-1891), английский религиозный писатель и церковный деятель Будда ("просветленный"), имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), основателю буддизма "Бхагавадгита", древнеиндийская религиозно-философская эпическая поэма, составная часть "Махабхараты" "Вамана-пурана ", одна из пуран (мифологических произведений индуизма), в ваману (карлика) воплощается бог Вишну Василий Великий (ок. 330-379), епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов церкви Вивекананда Свами (1863-1902), индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель Вилькинс (Уилкинс) Джордж (1785-1865), английский пастор и писатель "Вишну-пурана ", мифологическое произведение индуизма, относится к группе вишнуитских пуран Вольслей (Уолсли) Чарлз (ок. 1630-1714), английский писатель Гейкей (Гейки) Куннингам Джон (1824-1906), английский теолог и церковный деятель Гейне Генрих (1797-1856), немецкий поэт и публицист Гераклит из Эфеса (кон. VI - нач.V в. до н. э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы Геркулес, лат. форма имени Геракл, в греческой мифологии герой, наделенный необычайной силой Герцен Александр Иванович (1812-1870), русский писатель, философ и общественный деятель "Гитопадеша" ("Хитопадеша"), собрание индийских нравоучительных рассказов, басен (создано между ХиХIVв.) Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), русский писатель "Голос безмолвия. Семь врат. Два пути. Из сокровенных индусских писаний. Обнародовано Еленой Петровной Блаватской" (Калуга, 1908) Гумбольдт Вильгельм (1767-1835), немецкий языковед, философ и политический деятель Гус Ян (1371-1415), чешский проповедник, идеолог Реформации, сожжен на костре по приговору церковного собора Давид, царь Израильско-Иудейского государства (ок.1000- ок.965 до н.э.) Демофил, древнегреческий философпифагореец, автор сочинения "Врачевание жизни", от которого сохранились лишь фрагменты Джефферсон Томас (1743-1826), американский просветитель и политический деятель Джордж Генри (1839-1897), американский экономист и публицист Достоевский Федор Михайлович (1821-1881), русский писатель и мыслитель "Дхаммапада", Памятник раннего буддизма, содержит религиозно-философские и моральные изречения, входит в буддийский канон "рипитаку" "Дхербелот" ("Джербелот"), персидский литературный памятник Заведен (Зеведей), в Новом Завете отец апостолов Иакова и Иоанна Зороастр (Заратуштра) (между Х и VI в. до н. э.), древнеиранский пророк и религиозный реформатор Иафет, сын ветхозаветного праведника Ноя Ибрагим Кордовский (X в.), испано-арабский писатель Иисус Христос Иоанн Богослов, апостол, евангелист Иоанн IV Грозный (1530-1584), русский царь (с 1547) Иоанн Златоуст (344/354-407), византийский церковный деятель, епископ Константинопольский Иоанн Креститель, христианский пророк, непосредственный предшественник Иисуса Христа Ирод Антипа (20 до н.э.- после 39 н.э.), правитель из династии Ирода (Иродиады), тетрарх Галилеи и Переи во времена Иисуса Христа (с 4 до н.э.-39 н.э.) Каин, в Ветхом Завете сын Адама и Евы, убивший из зависти своего брата Авеля Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ и ученый Карлейль Томас (1795-1881), английский историк и философ-моралист Карпентер Эдуард (1844-1929), английский писатель и публицист Картуш Луи Доминик (1693-1721), французский разбойник, глава террористической банды, казнен Катон Старший (234-149 до н. э.), римский писатель и политический деятель Клеовул (Клеобул) (VI в. до н. э.), один из "семи греческих мудрецов", тиран родосского города Линдоса (Линда) Клиффорд Артур (1778-1830), английский писатель Комб Абрахам (1785-1827), английский социалист, последователь Р. Оуэна Консидеран Виктор (1808-1893), французский социалист, последователь Ш. Фурье Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель Кришна, в индийской мифологии воплощение бога Вишну в человеческом облике, считается автором религиозно-философской доктрины индуизма Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921), русский революционер, теоретик анархизма, ученый Кросби Эрнест (1856-1907), американский писатель и общественный деятель Ксенофонт (ок. 430-355/354 до н. э.), древнегреческий историк и писатель "Курал", индийская книга изречений Ла Боэти (Ла Боэси) Этьен (1530-1563), французский поэт и публицист Лабрюйер Жан де (.1645-1696), французский писатель-моралист Лавеле Эмиль Луи Виктор (1822-1892), бельгийский историк и экономист Лактанций Луций Цецилий Фирмиан (ок. 260-325/330), христианский теолог и писатель Ламартин Альфонс (1790-1869), французский поэт, историк и политический деятель Ламенне Фелисите Робер де (1782-1854), французский публицист и религиозный философ Лао-Тсе (Лао-цзы) (IV-III в. до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель даосизма Ларрок Патрис (1801-1879), французский философ Лафатер Иоганн Каспар (1741-1801), швейцарский проповедник и писатель Лев, монах, ученик Франциска Ассизского Лейтон Александр (1568-ок. 1649), английский врач, доктор философии, проповедник, за памфлеты, направленные против официальной церкви, подвергся жестокому наказанию Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781), немецкий драматург, философ и литературный критик Лихтенберг Георг Кристоф (1742-1799), немецкий писатель и ученый Лука, евангелист Людовик XI (1423-1483), французский король (с 1461) из династии Валуа Лютер Мартин (1483-1546), немецкий религиозный реформатор Люцилий (Луцилий), друг Сенеки, адресат его "Нравственных писем" Магомет (Мухаммед) (ок. 570-632), основатель ислама, в котором почитается как пророк Мадзини Джузеппе (1805-1872), итальянский политический деятель, революционер Маймонид Моисей (1135-1204), еврейский философ Макиавелли Никколо (1469-1527), итальянский политический мыслитель и историк Малори (Мэлори) Люси, американская писательница, переписывалась с Л. Н. Толстым Миртино Гарриет (1802-1876), английская писательница Матфей, апостол, евангелист "Махмуд-гаша", индийский мусульманский сборник Мен-дзе (Мэн-цзы) (ок. 372-289 до н.э.), древнекитайский философ-конфуцианец Менедем (ум. 278 до н. э.), древнегреческий философ Ми-ти (IV-III вв. до н. э.), древнекитайский философ-конфуцианец Моисей, в Ветхом Завете предводитель израильских племен, основатель иудаизма Молинари Гюстав (1819-1912), бельгийский экономист и журналист Монтень Мишель (1533-1592), французский философ, сторонник скептицизма Монтескье Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ Мор Томас (1478-1535), английский политический деятель и писатель, автор "Утопии" Моррисон-Давидсон Джон (1843-1906), английский писатель и общественный деятель Наживин Иван Федорович (1874-1940), русский писатель, эмигрант Несауалькойотль (1402-1472), вождь племени науа в Тескоко, мыслитель, ченый и поэт доиспанской Мексики Ньютон Ричард Хебер (1840-1914), американский проповедник и писатель Павел, апостол Паркер Теодор (1810-1860), американский проповедник и писатель Паскаль Блез (1623-1662), французский ученый, религиозный философ и писатель Паульсен Фридрих (1846-1908), немецкий философ Петр, апостол Пилат Понтий (Понтий Пилат), римский наместник Иудеи (26-36) Пифагор (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель Платон (428/427-348/347 до н. э.), древнегреческий философ Плутарх (ок. 45-ок. 127), древнегреческий писатель и историк Прудон Пьер Жозеф (1809-1865), французский экономист, теоретик анархизма Пюисье Мадлен д'Арсан (1720-1798), французская писательница Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630-1671), донской казак, предводитель крестьянского восстания Рамакришна (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-1886), индийский религиозный мыслитель и общественный деятель Рескин Джон (1819-1900), английский писатель и теоретик искусства Род Эдуард (1857-1910), швейцарский писатель-моралист Руссо Жан Жак (1712-1778), французский писатель и философ Саади (1203/1210-1292), персидский писатель и мыслитель Сайд бен Хамед Самсон, в Ветхом Завете судья и богатырь, наделенный необычайной силой Сенека Луций Анней (ок. 4 до н.э.-65 н.э.), римский политический деятель и философ-стоик Сковорода Григорий Саввич (1722-1794), украинский философ-просветитель и поэт Сократ (ок. 470-399 до н. э.), древне-греческий философ Соломон, царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - ок. 926 до н.э.) Солтер Сэмюэл (ум. 1778), английский религиозный писатель Спенсер Герберт (1820-1903), английский философ и социолог Страхов Федор Алексеевич (1861-1923), единомышленник Л. Н. Толстого, философ Сутты буддийские, произведения раннего буддизма Талмуд, свод религиозно-культовых и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н.э.- V в. н.э.
Тетскуко Незагуал Копотль - см. Несауалькойотль Торо Генри Дэвид (1817-1862), американский философ и писатель Тукер (Такер) Бенджамин (1854-1939), американский писатель, анархист Улисс, лат. форма имени Одиссей, в греческой мифологии царь Итаки, герой "Одиссеи" Фенелон Франсуа (1651-1715), французский писатель и церковный деятель Фламмарион Камиль (1842-1925), французский астроном Фома Кемпийский (1380-1471), монах, философ-мистик Франциск Ассизский (1181/1182-1226), монах, основатель ордена францисканцев Фридрих II (1712-1786), прусский король (с 1740) из династии Гогенцоллернов Хим, сын ветхозаветного праведника Ноя Хельчицкий Петр (ок. 1390-ок. 1460), чешский мыслитель Цирцея (Кирка), в греческой мифологии волшебница с острова Эя Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.), римский политический деятель, оратор и писатель Чаннинг Уильям Эллери (1780-1842), американский проповедник и писатель Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889), русский ученый, писатель и общественный деятель Чинг-Чанг, легендарный китайский император Чокке Иоганн Генрих (1771-1848), немецко-швейцарский писатель Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ Элиот Джордж (наст. имя Мэри Энн ванс) (1819-1880), английская писательница Эмерсон Ралф Уолдо (1803-1882), американский философ, поэт и эссеист Эпиктет (ок. 50-ок. 140), римский философ-стоик Эразм Роттердамский (1469-1536), ученый-гуманист, писатель, теолог Ювенал Децим Юний (ок.60 - ок.127), римский поэт-сатирик
Составитель В. М. Персонов
www.e-puzzle.ru
Лев Николаевич Толстой
«Путь жизни»
ПРЕДИСЛОВИЕ
1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое: 2) Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем от людей, есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про что никто ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то, что дает нам жизнь и про что мы говорим «я». 3) Это же невидимое начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех живых существах, и особенно живо в подобных нам существах — людях. 4) Всемирное, невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах — людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, мы называем Богом. 5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с Богом — сознанием своей божественности. В этом все большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с Богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни. 6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и Богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию своей божественности: грехи, т.е. потворство похотям тела, соблазны, т.е. ложные представления о благе, и суеверия, т.е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны. 7) Препятствующие соединению человека с другими существами и Богом грехи суть: грехи чревоугодия, т.е. объедения, пьянства; 8) Грехи блуда, т.е. полового распутства; 9) Грехи праздности, т.е. освобождения себя от труда, нужного для удовлетворения своих потребностей; 10) Грехи корыстолюбия, т.е. приобретения и хранения имущества для пользования трудами других людей; 11) И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти, страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще — недоброжелательства к людям. Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой с Богом и другими существами. 12) Привлекающие же людей к грехам соблазны, т.е. ложные представления об отношении людей к людям, суть: соблазны гордости, т.е. ложного представления о своем превосходстве над другими людьми; 13) Соблазны неравенства, т.е. ложного представления о возможности деления людей на высших и низших; 14) Соблазны устроительства, т.е. ложного представления о возможности и праве одних людей насилием устраивать жизнь других людей; 15) Соблазны наказания, т.е. ложного представления о праве одних людей ради справедливости или исправления делать зло людям; 16) И соблазны тщеславия, т.е. ложного представления о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы. 17) Таковы соблазны, привлекающие людей к грехам. Суеверия же, оправдывающие грехи и соблазны, суть: суеверие государства, суеверие церкви и суеверие науки. 18) Суеверие государства состоит в вере в то, что необходимо и благотворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством рабочего народа. Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся людям религиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди, присвоившие себе право учить людей истинной вере, находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины. 19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей и потому живущих безнравственной и неразумной жизнью. 20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению души с другими существами и Богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому для того, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться с грехами, соблазнами и суевериями. Для борьбы этой человек должен делать усилия. 21) И усилия эти всегда во власти человека, во-первых, потому, что совершаются они только в настоящее мгновение, т.е. в той безвременной точке, в которой прошедшее соприкасается с будущим и в которой человек всегда свободен; 22) Во-вторых, усилия эти во власти человека еще и потому, что они заключаются не в совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми поступков, а только в воздержании, всегда возможном для человека: усилия воздержания от поступков, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала. 23) Усилия воздержания от слов, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала; 24) И усилия воздержания от мыслей, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала. 25) Ко всем грехам приводит человека потворство похотям тела, и потому для борьбы с грехами человеку нужны усилия воздержания от поступков, слов и мыслей, потворствующих похотям тела, т.е. усилия отречения от тела. 26) Ко всем соблазнам приводит человека ложное представление о превосходстве одних людей над другими, и потому для борьбы с соблазнами человеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими людьми поступков, слов и мыслей, т.е. усилия смирения. 27) Ко всем суевериям приводит человека допущение лжи, и потому для борьбы с суевериями человеку нужны усилия воздержания себя от противных истине поступков, слов и мыслей, т.е. усилия правдивости. 28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и Богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет. 29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только для тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же, понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с Богом и другими существами, нет и не может быть смерти. 30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, все большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с Богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда есть в настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему. 31) Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с Богом. Не нужно же знать человеку того, что будет с его душою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное все большее и большее соединение своей души с душами других существ и Богом, то жизнь его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, т.е. ничем не нарушимым благом.
|