Студопедия — История отечественного религиоведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История отечественного религиоведения






В отечественной науке интерес к изучению религии стал формироваться еще в 18-19 столетии, но первоначально такая проблематика в силу разных причин не имела широкой популярности. В то же время, уже в 18-начале 19 столетия стали появляться разнообразные научные труды, которые в большей или меньшей степени касались религии, но и в целом такие труды можно разделить на 4 группы:

1. Исторические сочинения, которые касались истории России и в таких трудах затрагивались вопросы истории язычества славян, принятия православия и т.д.

2. Этнографические описания в основном сибирских народов, которые создавались участниками различных экспедиций

3. Исследования по мифологии разных народов, в основном это группа трудов, представленная справочными словарями, которые создавались в рассматриваемый период

4. Работы, посвященные философскому осмыслению проблем религии. Самостоятельного направления философии религии не сложилось, но, тем не менее отдельные аспекты проблемы на философском уровне поднимались

Уже в первых крупных работах, посвященных истории российского государства подчёркивалось, что российская империя – это многонациональная и поликонфессиональная страна и поэтому изначально закладывался принцип если не равнозначности, то во всяком случае положительного отношения к истории, культуре, религиям не русского населения.

В XIX-начале XX столетия в России, как и во многих европейский странах шёл интенсивный процесс становления различных научных дисциплин, в том числе этнографии, фольклористики, языкознания, археологии, религиоведения. В то же время процесс становления науки о религии именно как самостоятельной области знания несколько отставал от европейского развития. В дореволюционный период наибольшие открытия отечественные учёные сделали в области изучения мифологического сознания, ранних форм религии и шаманизма (во многом разработка данной проблематики связана с тем, что российская империя в XVIII-XIX столетии активно участвовала именно в освоении Сибири, в то время как европейские страны проводили активную колониальную политику на ближнем Востоке, передней азии, в Африке и т.д.).

В области изучения мифологии, мифологического сознания большую роль сыграли такие учёные как Буслаев, Афанасьев, Потебня, Пропп и ряд других исследователей.

Ф.И.Буслаев являлся известным филологом и одним из основателей русской мифологической школы, учёный придерживался позиции братьев Гримм о том, что так называемые народные сказки, предания, обычаи отражают или могут отражать очень архаичные по сути дела первобытные верования. В то же время Буслаев, как и его сторонники не учитывал в своих исследованиях фактор заимствования и влияния иных традиций на мифологию в частности русского народа.

А.Н.Афанасьев (XIX столетие) – целенаправленно занимался изучением язычества славян и одна из его фундаментальных работ получила название «Поэтические воззрения славян на природу». Учёный уделил большое внимание развитию сравнительной мифологии и сравнительного языкознания, в ходе которого занимался сопоставлением славянской мифологии.

Не меньший вклад в изучение проблематики мифологического сознания внёс третий исследователь XIX века – Потебня, который являлся профессором Харьковского университета и считается разработчиком философско – лингвистической концепции, в рамках которой и рассматривалась проблематика мифа. Миф изучался учёным в контексте его связи с метафорой, сравнения, порождающие метафоры обладают для человека полнотой реальности и истинности. В мифе образ считается объективным и служит основанием для дальнейшего заключения о свойствах предмета. Поэтому Потебня делает вывод, что миф в определенной степени близок к поэзии, поэзия, в свою очередь с точки зрения Потебни – способ оформления мысли в виде образа. Таким образом, мифологический образ есть не выдумка, не бессознательная комбинация данных, а такое соединение этих данных, которое оказалось людям наиболее соответствующим действительности. Из этого следует, что отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, которое имеет место в мифе в конечном счёте отличает мифологическое от поэтического. Согласно Потебни, в мифе отсутствуют элементы критичности, поэтому в мифе всё, что кажется, то и есть действительность. В то же время, мифологическое описание мира не является фантазией, а именно формой сообщения, которая была наиболее адекватна, наиболее приемлема для общества на определенном этапе развития. Таким образом, заслуга Потебни состоит в том, что он искал точки соприкосновения между мифом и поэзией. Мифологическое понимание мифа – определенный этап развития общества, с точки зрения Потебни.

А.Н. Веселовский – известный отечественный исследователь XIX-начала XX столетия, который большое внимание уделял использованию сравнительно-исторического метода при изучении древней мифологии и выявлению её пережитков в литературе. Одна из самых интересных в этой теме его книг – «Сравнительная мифология и её метод».

В.Я. Пропп – не менее известный учёный конца XIX-начала XX века. Пропп принадлежал к Петербужской школе филологии и фольклористики и в историю науки вошёл как один из разработчиков так называемого структурно-морфологического метода. Заслугой учёного является то, что ему удалось показать процесс развития сказки из мифа, а также продемонстрировать функциональную связь сказочных сюжетов и мотивов с первобытными верованиями и обрядами. Самые знаменитые книги – «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки». Второе направление, которое активно развивалось в дореволюционной России – изучение ранних форм религии и шаманизма у народов Сибири.

Большой вклад в изучение шаманизма внесли учёные: Богораз-Тан, Михайловский, Штендберг. Заслугой учёных является то, что во-первых им удалось наполнить фактическим материалом многие концепции зарубежных исследователей (например, концепция анимизма Тайлора), а во-вторых исследователям удалось собрать ценный материал по религиозным верованиям и обрядам народов Сибири, которые очень скоро будут безвозвратно утрачены.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия