К главе 3 по Республике АлтайВ 1988 г. была созвана XIX Всесоюзная партийная конференция, значимыми решениями которой стали признание необходимости проведения политической реформы и обращения к национальному вопросу, что подразумевало создание условий для развития каждой нации и народности, в том числе допускалось изменение правового положения национальных регионов [2]. В резолюции по межнациональным отношениям прямо содержалось указание на необходимость расширения прав автономных областей. Особо подчеркивалось, что в каждом национальном регионе экономический и социальный прогресс должен был сопровождаться прогрессом в духовной сфере с опорой на культурную самобытность наций и народностей [3]. В сентябре 1989 г. состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный национальному вопросу. М.С. Горбачев говорил о необходимости глубоких преобразований в национальных отношениях, следствием чего стало принятие Платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях», подчеркивающей необходимость для каждого народа иметь реальную возможность сохранить свою самостоятельность и самобытность, язык, культуру, традиции. Воплощение данных принципов в жизнь предусматривалось через совершенствование советской федерации [4].
В Сибирских автономиях результаты XIX Всесоюзной партийной конференции и сентябрьского пленума 1989 г. повлекли за собой обсуждение проблем национального развития региона. Изменения в национальной политике были активно восприняты областными комитетами КПСС и обращены в плоскость проблем повышения правового положения автономий. Повсеместно руководством Сибирских автономий стало обосновываться положение, что существовавшая административно-территориальная система привела к просчетам в интернациональном и патриотическом воспитании, что необходимо повысить правовое положение автономий не исключением был и Горный Алтай.[5]. В соответствии с резолюциями XIX Всесоюзной партийной конференции Горно-Алтайский обком КПСС и облисполком поддержали идеи о повышении правового статуса области, о выделении ее из состава Алтайского края и непосредственном вхождении в состав РСФСР [6].
К 1988-1989 гг. относится активизация научной, творческой, национальной интеллигенции по проблемам национального развития региона. В автономиях Южной Сибири стали обсуждаться проблемы языка, культуры, литературы коренных этносов [7]. В Горно-Алтайской автономной области толчком к обсуждению национальных проблем стали дискуссии по проблемам экологии и строительства Катунской ГЭС [8]. Итогом дискуссий стало образование в августе 1988 г. экологического клуба «Катунь» из представителей художественной интеллигенции и работников СМИ. Основной целью клуба являлась борьба за сохранение богатств окружающей среды, улучшение экологической обстановки в Горном Алтае, предотвращение строительства на р. Катунь крупных ГЭС Дискуссии о строительстве ГЭС к 1989 г. перешли в плоскость обсуждения национальных проблем. Выступления против строительства ГЭС сопровождались заявлениями о «предательстве народа» [9]. Предпринимались шаги к запугиванию населения ассимиляцией алтайцев, были организованы ряд митингов [10]. Во второй половине 1988 г. на страницах региональных СМИ стали обсуждаться проблемы межнациональных отношений [11]. Редакциями газет стали проводиться «круглые столы». Как правило, на подобных мероприятиях поднимались вопросы функционирования национального языка коренных этносов. Так, в конце ноября 1988 г. на страницах «Звезды Алтая», В. К. Кыпчаков, В.Т.Самыков говорили о тенденции вытеснения одним языком другого.
Обсуждение проблем национального развития региона партийным руководством, научной и национальной интеллигенцией привело к возникновению национальных общественно-политических организаций. Автор полагает, что основную направленность движения или организации составлял определенный этнос, выступавший за улучшение собственного положения. В декабре 1989 г. часть национальной интеллигенции Горного Алтая объединилась в общественную организацию «Эне-Тил» (материнский язык), цель которой заключалась в решении вопросов сохранения и развития алтайского языка, культуры, традиций и обычаев алтайского народа. Инициативными активистами нового объединения стали: В. Кыдыев, С. Танытпасов, А. Тодошев, С. Темеев, В.Киндикова, М. Сазанкин. Организация участвовала в депутатской деятельности, комиссиях, различных встречах и совещаниях, проходивших в Горно-Алтайском облисполкоме, обкоме КПСС. В феврале 1991 г. председатель общества «Эне-Тил» Эжер Чолоков задачей общества называл необходимость объединения возможно большего числа жителей области вокруг идеи нравственного, экономического и политического возрождения Горного Алтая. Состояние алтайского этноса, по мнению членов общества «Эне-Тил», находилось на стадии этнической деградации [12]. Среди алтайской части населения области обсуждалась проблема родов (сеоков). В июне 1990 г. в с. Боочи Онгудайского района прошло собрание алтайцев рода майман. Был выбран зайсан данного сеока – А. К. Бардин – член КПСС, директор совхоза «Эдиганский» Шебалинского района. Проводились подготовительные работы по другим селам и сеокам. Исследователь А. Ю. Казанцев подчеркнул, что с середины 1980-х до начала 1990-х гг. происходила активизация этноэлиты малых коренных народов Алтая, которая вылилась в формирование общественно-политических группировок, объединившихся в стремлении сохранить культурно-национальную идентичность и занять определенное место в реальной власти региона[13]. Так, 25 июля 1990 г. был проведен первый хурултай казахского населения. Было создано казахское общество «Берлик». Поднимались проблемы развития национальной культуры, языка, традиций; образования и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, школах и учебных заведениях; подготовки и переподготовки кадров; необходимости СМИ на казахском языке. В декабре 1990 г. состоялась конференция кумандинского народа, рассматривавшая вопросы национально-государственного строительства. Ликвидация в 1924 г. родоплеменных волостей расценивалась как нарушение прав кумандинцев, что впоследствии привело к ликвидации их сел и этноса. В итоге работы конференции было принято постановление, в котором предписывалось выделить средства Турочакскому району на восстановление населенных пунктов Муларак, Усть-Лебедь, Светлый Ключ, Плешково, Детдом, Дайбово, Ульлень. Требовалось освободить от налогообложения за пользование землей; не брать в Советскую Армию юношей как исчезающего этноса; организовать национальную школу. Через Алтайский краевой Совет планировалось просить ВС РСФСР причислить к малочисленным народам Севера и Дальнего Востока, оказать материальную поддержку [14].
Дискуссии по проблемам национального развития привели к принятию ряда Деклараций, регулировавших функционирование национальных языков на территории региона. Третья сессия Совета народных депутатов Горно-Алтайского автономной области двадцать первого созыва 25 октября 1990 г. приняла решение «О языке межнационального общения на территории автономной области». Русский язык объявлялся государственным и языком межнационального общения на всей территории автономии. Официальными же признавались алтайский, казахский и русский [15].
Немаловажным итогом демократизации общественно-политической жизни региона в 1985-1991 гг., ее национального аспекта стало изменение правового положения автономных образований. 17 августа 1990 г. на второй сессии Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области была принята Декларация «О Федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области». В документе говорилось о росте национального самосознания, вызвавшем необходимость коренного пересмотра существовавшего статуса автономной области.
Таким образом, процессы демократизации советского общества, обращение партийного руководства к национальной политике вызвали пересмотр опыта решения национального вопроса в Горном Алтае, что было активно поддержано национальной интеллигенцией. Активное обсуждение проблем национального развития с акцентом на некую «национальную ущемленность», привело к созданию национальных общественно-политических движений и организаций. В основе их деятельности лежала задача создания благоприятных условий для развития коренных этносов региона. Рост национального самосознания, появление национальных общественно-политических организаций стало благоприятной основой для реализации идей политического руководства автономий, в том числе популярной в рассматриваемое время идеи повышения правового положения. Однако общественно-политические лидеры могли использовать популяризацию национальных проблем лишь в той степени, в которой их поддерживали представители той национальности, на проблемы которой они обращали внимание. Таким образом, рассматривая общественно-политические процессы в национальных регионах страны, необходимо учитывать как интересы политической элиты, так и национальных движений и организаций. Абсолютизация той или иной составляющей политического процесса, по нашему мнению, является необоснованной и содержит в себе опасность одностороннего анализа происходивших событий.
|