Студопедия — Позитивный и негативный подходы к индивидуальному опыту
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Позитивный и негативный подходы к индивидуальному опыту






Как показывает весь человеческий опыт, каждый раз, когда оказы­вается возможным какое-либо новое проявление, в особенности - серь­езная реорганизация человеческой личности или общества, эта возмож­ность по необходимости актуализируется одновременно и конструктив­ным, и деструктивным образом. Обобщение этого факта должно войти в любую космологию, в любое мировоззрение, по крайней мере в пределах

нашей Вселенной: здесь принцип дуализма наблюдается повсюду. За и/или "в" этом дуализме можно усматривать существенное единство; от­ражение этого единого состояния можно видеть в том факте, что все су­ществование воспринимается как "существование целых", т.е. единиц, которые рождаются, растут и исчезают. Сам факт, что существует рож­дение, развитие родовых и индивидуальных потенциальностей и дезин­теграция, подразумевает дуалистический процесс, взаимодействие двух полярных сил, которое в китайской философии символизируется взаи­модействием Инь и Ян.

Жить - значит перерабатывать энергию. Это может происходить двумя способами: либо это целенаправленное употребление сил и спо­собностей (power), либо автоматическое действие сил (force). Энергия потребляется в обоих случаях, но значение этих потреблении различно;

жизнь и тип сознания, возникающие из жизни и ее опыта в первом слу­чае позитивны, во втором - негативны.

Различие между "силой-способностью" (или "властной силой", power) и "просто силой" (force), можно увидеть, если сопоставить мировоззре­ние, характерное для классической философии, с обычным научным мировоззрением нынешнего Запада. Для древнего философа, так же как и для его современных наследников, "построение Вселенной" является результатом целенаправленной и в высшей степени "интеллигентной" (хотя и не "сознательной" в человеческом смысле слова) работы Твор­ческих Иерархий духовных Существ, которые сами являются порожде­ниями - зернами предыдущей космической эволюции или прямой эмана­цией творящего Бога - масонского "Архитектора Вселенной". Нынеш­ний же ученый (если не говорить о выдающихся исключениях) считает Вселенную продуктом взаимодействия "сил" (forces), которые каким-то образом существуют сами по себе и действуют безотносительно к како­му-либо интеллигентному или целесообразному Источнику. Представи­тель реальной науки действительно отказывается связывать себя от­сылкой к метафизическим принципам и Причине причин; вместе с тем, научное обучение и сосредоточение на анализе, материальных фактов заставляют современного человека верить более в "просто силы", неже­ли в "силы-способности". Человеческое сознание к личность стремятся рассматривать как продукт длительного эволюционного взаимодей­ствия низменных и бесцельных природных сил.

Однако для мышления другого типа сознание и личность, культура и цивилизация - это результат постоянного использования человеческими индивидуумами "сил-способностей", содержащихся в каждом человечес­ком существе и равным образом выражающихся в деятельности Вселен­ной. Каждое человеческое существо понимается как микрокосм, в кото­ром все творческие силы-способности большой Вселенной (макрокос­ма) находятся в потенциальном состоянии. Человеческая эволюция -будь то в масштабе целой расы или в масштабе отдельной индивидуаль­ности, - рассматривается как процесс развертывания творческих сил и способностей. Этот процесс направляется изнутри, он целесообразен, по крайней мере в том смысле, что потенциальности начального "зерна" или хотя бы некоторые из них (в случае индивидуальности) в конце цикла

должны найти актуальное выражение. Это выражение находит свою кульминацию в творческой деятельности ("карма"), которая в свою оче­редь порождает или обусловливает начало нового цикла.

Философ, придерживающийся таких взглядов, рассматривает Все­ленную, как управляемую законами, но и как воплощение универсаль­ного сознания. События, входящие в человеческий опыт, не только об­наруживают последовательный порядок, позволяющий делать предпо­ложение о будущих событиях, но также соответствуют паттерну развер­тывания космического целого и циклической последовательности, и как таковые имеют значение. Как ученый, так и философ верят в космичес­кий порядок и предсказуемость; но при рассмотрении определенной груп­пы событий ученый удовлетворится обнаружением, как они возникли и как они породят новые события, философ же задается вопросом, что это значит.

Для астронома-ученого зодиак - просто способ вычисления и класси­фикации событий на небе и периодических изменений. Для философа-астролога зодиак - структура, по отношению к которой человек может формировать свое непрекращающееся стремление ко все более глубо­ким и жизненным значениям. Разумеется, в этой книге я придерживаюсь последнего взгляда; ряд символических картин, с которыми мы имеем де­ло, должен побудить изучающего к реализации способностей его твор­ческого Духа. Цель этой работы состоит в развитии глубокою понима­ния природы, характера, последовательности развертывания, объема и значения тех сил-способностей, которые характеризуют Дух в человеке, тех сил-способностей, посредством которых человек извлекает из свое­го опыта значение, направление и цель. Делая это, человек (на уровне индивидуума, группы, нации или расы) становится подлинно "человеч­ным", то есть живет в соответствии со способностями, заложенными в царство человека, - способностями, которые так редко развиваются. Он живет своей жизнью, а не "проживается" событиями. Он использует си­лы-способности, а не управляем природными силами. Он живет из твор­ческого Духа и в нем. Это позитивная, творческая жизнь.

Нужно добавить, что такая позитивная жизнь может быть присуща материалисту-ученому так же, как и философу, верящему в универсаль­ный творческий разум. На поверхности современный западный человек демонстрирует гораздо более "позитивный" подход к ежедневной жиз­ни, чем архаический человек, последователь учения дзен или философ, который стремится "давать вещам происходить". Кажется, что послед­нее - гораздо более пассивное отношение. Но нужно смотреть глубже поверхности, если мы хотим достигнуть жизненного творческого значе­ния человеческого поведения. Современный индивидуум с помощью на­учных понятий весьма позитивно и целесообразно может использовать природные силы; это присуще каждому, кто управляет машиной, тан­ком, взрывом веществ. Кайзерлинг однажды назвал современного чело­века "шофером". Сейчас можно говорить о технологе или технократе. Однако управление машинами и оперирование природными силами не слишком отличается от силового доминирования древних времен.

Возьмем яркий пример из недавнего прошлого: нацистская Германия

чуть было не. преуспела в захвате человечества посредством использо­вания природных "сил" (физических и психологических) с большой "позитивностью"; однако нацизму отнюдь не было свойственно исполь­зование творческих способностей Духа в Человеке. Он достигал оше­ломляющих успехов на короткое время благодаря грубому употребле­нию технологии, но был разбит не только превосходящими "силами", но и самой силой человеческой эволюции. Шестнадцатью веками ранее Римскую империю постигла та же судьба, несмотря на прекрасную ад­министрацию и массу рабов. Нынешняя вьетнамская война должна по­казать нам, как "превосходящим силам" может противостоять сила кол­лективной человеческой воли, сконцентрированной несгибаемым жела­нием самоопределения и автономии, желанием, основанным на глубо­кой реальности, представляющей достигнутую человечеством фазу эво­люции.

Логика планетарной эволюции ставит нас перед лицом фазы гло­бальной организации и интеграции человечества; империализм стано­вится анахронизмом наподобие динозавров. Нацистский или фашистский тип технократии (можно добавить к этому - пентагоновский тип) -это возвращение к уже отжившему типу на пути человеческой эволю­ции. Этот тип поведения потерял свое позитивное духовное значение и представляет собой негативную актуализацию новых человеческих потенциальностей, возникших за последние века в западной цивилизации. Он основан на употреблении "превосходящей силы" в попытке задер­жи гь проявление более глубокой, всепланетной потребности людей -личной и социальной - в трансформации.

Тот, кто живет из творческого Духа в себе, живет не только опреде­ленным позитивным, активным образом; он живет также нуждами оп­ределенного наличного момента в цикле своей индивидуальной эволю­ции. Он действует в рамках эволюционного целого, каждый момент ко­торого имеет определенное значение с точки зрения своевременного употребления определенных сил-способностей. Своевременность и точ­ная фокусировка действия в пространстве, которое соответствует этому действию - факты значимого проживания. Существенна также адекват­ность общей циклической цели жизни того, кто действует.

Современный инженер, казалось бы, тоже учитывает эти три фак­тора - своевременность, пространственная точность и соответствие це­ли, но он рассматривает их скорее по отношению к своей машине, неже­ли по отношению к своей жизни как творческому соучастию в органи­ческой целостности человечества и Вселенной. Поэтому многие из его машин оказываются деструктивными, поскольку они производятся и употребляются в обществе, которое хочет быть скорее "сильным" не­жели целенаправленным. Стремясь к управлению автоматическим дей­ствием природных сил, приходят к рассмотрению человека как продук­та такого автоматического действия лишенных значения и цели сил природы.

Обладать "силой" - не значит обладать целью. Современное обще­ство (имеется в виду американское общество - прим.перв.) не имеет ныне реальных значимых целей для своего функционирования, кроме разве

получения все большего материального комфорта и достатка для воз­растающей массы человеческих тел, что в конечном итоге делает нашу планету все менее пригодной для жизни. Современное общество демонстрирует по большей части негативный тип сознания, потому что созна­ние, лишенное универсальной системы отсчета - негативно, ибо оно ли­шено творческой значимости, а потому духовно бесплодно, каким бы интеллектуальными и техническими возможностями оно ни располагало.

В соответствии со всем вышесказанным ясно, что любой символ мо­жет быть интерпретирован позитивным и негативным образом. Символ -это ключ, позволяющий найти соответствие между индивидуальным действием, проблемой или ситуацией и универсальной системой отсчета, - с учетом возможной относительности этой "универсальности". В на­шем рассмотрении символов, относящихся к 360 градусам Зодиака, систе­мой отсчета для высвобождения энергии в общем поле активности Зем­ли как целого, в частности - в биосфере. Приспособление к годичным изменениям потока солнечной энергии может происходить на основе как целесообразного употребления сил-способностей, так и на базе ав­томатического действия "сил" - в зависимости от позитивного или нега­тивного характера сознания, которое нуждается в таком приспособле­нии.

В большинстве случаев человек, по-видимому, осуществляет приспо­собление, не обращаясь явно к символизму. Однако, в действительности подсознательное обращение к коллективным образам всегда присут­ствует. Индивидуум действует в своей личной ситуации, бессознательно отождествляя себя с "образом" того, каким должен быть отец, муж, доблестный гражданин, любящий сын и пр. в той или иной социально-культурной или религиозной традиции. Он действует, связывая новую ситуацию с предыдущим опытом ситуаций, которые наложили отпеча­ток на его сознание (то есть в соответствии с так наз. "комплексом"), В любом случае, поведение в определенный момент обусловлено менталь­но-эмоциональной памятью индивидуума, его семьи, нации или расы, - а эта память кристаллизуется в "образе" или символе.

Ряд сабианских символов-картин (или равные им по значимости сим­волы, древние или современные) стремится помочь индивидууму вывес­ти подобные образы в сознание и соотнести их с универсальной систе­мой отсчета. Способность делать это присуща каждому человеку, но она нуждается в развитии, и одна из функций этой символики - стимули­ровать эту способность благодаря постоянному пользованию символа­ми. Речь идет о том, чтобы развить способности любую частную дея­тельность соотнести с универсальным значением, любое индивидуаль­ное сознание - с его духовным источником в универсальном Уме. Этот источник по существу следует понимать как момент циклического Вре­мени, место Сфероидного Пространства и цель в Гармонии целого (или "Бога"), которые соответствуют индивидууму.

Если эта способность используется позитивно, каждая ситуация жиз­ни индивидуума становится возможностью для роста и творческого вы­ражения Духа в человеке. Если она используется негативно, то как пишет

Марк Джонс в предисловии к "Символической Астрологии", - "Все вещи составляют заговор против него, а его удовлетворение состоит в элементах деструкции, превращаемых в символизм желаемого".

В двух своих книгах М.Джонс предлагает позитивную и негативную интерпретацию каждого из 360 градусов зодиака. Я не делаю этого - от­части потому, что стремление выйти за пределы чисто астрологическо­го уровня, связывая символы с любым фундаментальным циклом актуа­лизации новых потенциальностей существования в развитии человека. Некоторые из интерпретаций М.Джонса кажутся мне очень значимыми, другие - менее, некоторые даже едва ли приемлемыми; кроме того, его интерпретации в двух публикациях совершенно различны. В "Астроло­гии личности" я давал конспективное изложение джонсовской "символи­ческой астрологии", введя лишь в некоторых случаях позитивно-нега­тивные характеристики в краткой форме.

Мне кажется, что интерпретация символизма должна основываться на двух факторах: во-первых, на объективном анализе наиболее значи­мых черт символического образа, во-вторых, на отношении данного символа к другим в рамках всего циклического процесса. Это к любому циклическому ряду символов, в частности и в особенности - к циклу две­надцати знаков зодиака, имеющему весьма малое отношение к созвезди­ям, с которыми они соединялись в древнегреческий период (около 100 до н.э.).

Точно также, по-видимому, 10 карточек текста Роршаха в оригинале составляют определенную последовательность, начинающуюся просты­ми формами и кончающуюся сложными картинами, включающими раз­личия цвета; появление цвета на определенной характеристической ста­дии последовательности для того, кто рассматривает эту последователь­ность холистически, как единый процесс. Несмотря на это, как мне рас­сказывали, многие, в том числе даже и Карл Юнг, не обратили внимание на целостное значение всего ряда. Поэтому я еще раз повторю, что ни­какой опыт не может быть понят в своем полном значении, если не со­отнести его с целостным процессом, к которому он относится, если не обнаружена его функция и не найдено его место в целом, определяющие его функцию. Никакое изолированное событие не имеет фундаменталь­ного значения само но себе: оно обретает значение только как часть це­лостного процесса. Это соотношение может быть бессознательным, но именно оно лежит в основе значения.

Более того, такую функцию следует рассматривать как позитивную или негативную; никакое действие само по себе не может быть позитив­ным или негативным, хорошим или дурным. Это ответ индивидуума -как целого на требуемое функционирование, когда приходит время для данной функции в определенных обстоятельствах, которые определяют позитивный или негативный характер действия. Принято восхвалять солдата, убившего пятерых врагов в рукопашной схватке, однако если человек в состоянии аффекта убивает полисмена, схватившего его в тот момент, когда он от голода ворует пищу, - он рискует быть казненным. Функционирование кислот и ферментов в желудочном тракте, разлага­ющих пищу на составляющие вещества, столь же позитивно, как

функционирование мозговых клеток, превращающих основной стимул в прекрасную картину или вдохновляющее понятие.

В принципе можно определить на абстрактном и архетипическом уровне позитивное и негативное значение символа или межличностного столкновения. Но само внесение негативно поляризованного архетипа вносит в ситуацию негативный унтертон значения, который может по­влиять на чувствительного человека. Приняв негативное значение, он может быть не в состоянии справиться с ним и воспринять его как "судь­бу", а себя - как ее слабую жертву.

Никакой символ не может рассматриваться как негативный по своей сути. Даже если образ или сцена, кажется содержащей негативные им­пликации, они могут рассматриваться как обучающие, как "негативный путь" ведущий к духовным высотам, дающий опыт протеста против глу­бин человеческого падения или деградации. Ничто в астрологии не го­ворит, что "это-факт" или "это должно случиться". Астрология указы­вает на наилучший, то есть естественный способ встретить ситуацию с точки зрения нашей собственной индивидуальной природы. Есть более легкие и более трудные пути, принимая во внимание обусловленность нашим западным обществом и материализованным христианством; но культура, в которой "стремятся сделать все слишком легким" (Кайзер-линг) ведет к тому, что человек теряет внутреннюю жизненность, ха­рактер и остроту ума.

Чтобы показать, как все это применяется в конкретных случаях, возьму символ, может быть самый "негативный" в нашем ряду: 5° Рака. В "Сабианских символах в астрологии" М. Джонс формулирует его так" "Машина, разбитая поездом". Далее, чтобы смягчить негативность кар­тины, он пишет следующее: "Это символ непреодолимой силы сверше­ния, заложенный в самой сути человеческого мира: если события запу­щены, они пойдут своим объективным путем. Имплицитно символ про­тивоположен управлению, т.е. возможности не продолжать действие до его саморазрушения. В конце концов долг индивидуума относится к не­му самому, а не к сиюминутному сочетанию обстоятельств. Ключевое слово - рассеивание. Будучи позитивным, символ означает особый дар творческой реорганизации всего опыта; в негативной трактовке - равно­душное, бесчувственное пренебрежение". Мне кажется, что эта интер­претация не основана непосредственным образом на анализе элементов картины; она базируется на эмоциональной реакции на слово "разби­тая". Я не знаю, как в подробностях описывала мисс Уилер образ, кото­рый она "видела" но попробуем рассмотреть картину, как она дана в краткой формулировке. Машина может быть разбита поездом только при условии, что дорога, по которой она едет, пересекает железнодо­рожный путь. Следовательно, образ содержит три основных фактора:

автомобиль, поезд и пересечение их путей. Автомобиль - частное сред­ство передвижения, - поезд - общественное. Образ соотносит - траги­чески, конструктивно - частную или индивидуальную и общественную, коллективную сферу в технологическом обществе. Обычно эти сферы или поля деятельности существуют более или мене параллельно друг другу; человек может отдавать предпочтение тому или другому. Но бывают

моменты, когда эти поля пересекаются, становятся, так сказать, "перпендикулярными" друг другу и возникает потенциальное напряже­ние; их цели пересекаются. В этот момент символ предупреждает нас, что человек, который не остановится в своем "грубом индивидуализме", рискует быть разрушенным. Общество не делает невозможным или, по крайней мере очень трудным быть индивидууму беззаботным; хотя оно заботится о том, чтобы расставить красные сигналы светофора, индиви­дуум может беззаботно их игнорировать, и тогда автомобиль оказыва­ется разрушенным. Это не обязательно кончается смертью для водите­ля, он может в последний момент выпрыгнуть; иными словами - его со­знание, то что им управляет, ею ценности и подход к жизни могут по­терпеть более или менее сильное крушение. Вот что, как мне кажется, предлагает символ, причем предлагает не как факт, а как "предупреж­дение" или ''поучение". Если у человека одна из планет оказывается в этом градусе, он предупреждается о том, что дав функции, представляе­мой этой планетой, безоглядно и беззаветно действовать индивидуалис­тическим образом в то время, как это расходится с целями его обще­ства, он рискует претерпеть сокрушительное поражение.

В символе самом по себе нет ничего негативного или пугающего; это просто предупреждение. Он напоминает нам, что is определенные мо­менты пути индивидуума и общества пересекаются, и можно предпола­гать, что в такой ситуации общество одержит верх.

Но мы должны пойти дальше, рассматривая, каким образом этот символ находит в процесс, к которому он - вместе с другими - принадле­жит. Заглянем на соответствующую страницу (Седьмая сцена ритуаль­ной драмы года); интересующий нас символ входит в пятеричную после­довательность, начинающуюся 1° Рака; последний относится к фазе дея­тельности, подразумевающей "радикальное изменение всяческой лояль­ности, выражаемое в символическом акте; шаг, после которого нет воз­врата". - Таким образом, в последнем символе этой пентаритмической последовательности мы видим предупреждение относительно того, к че­му может вести первый символ - т.е. к "радикальному изменению лояль­ности". Если бы символы визуализировались в наше время, мы могли бы увидеть полисмена, избивающего юношу во время антивоенной демон­страции! Рассматривая последовательность первых пяти градусов Рака, мы видим возможности, которые открываются, радикальным изменени­ем лояльности". Для понимания отдельного символа нужно понять всю эту последовательность, более того - нужно рассмотреть всю сцену, от­носящуюся к "Решению". Кроме того, эта Седьмая сцена Второго Акта может быть соотнесена с Девятнадцатой сценой Четвертого Акта, клю­чевое слово которой - "Кристаллизация". Структурное разделение всего ряда 360 символов вполне понятно с холистической - если не эонической - точки зрения. Мы видим здесь значимый процесс постепенной и целе­направленной трансформации. Символы позволяют нам увидеть по-но­вому взаимосвязанные фазы процесса существования.

После того, как мы рассмотрим эти символы более подробно, мы можем вернуться к изучению их взаимосвязей и рассмотреть два воз­можных способа их употребления.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия