Япония в период раздробленности и гражданских войн /конец XY – начало XYII веков/.— Порядок, Зеклос. Скажи ей.
Джесси молчал и Мейсон чуть сильнее вдавил палец.
— Говори.
Отводя взгляд, Джесси промямлил:
— Роза, мы прекрасно понимаем, что ничего такого не было.
Я чуть не задохнулась от смеха.
— Правда? Класс! Рада слышать. Потому что, видишь ли, пока ты этого не сказал, я думала, будто что-то такое было. Слава богу, ты просветил меня! Теперь я точно знаю, что было, а чего не было.
Парни вздрогнули,
Япония начале Нового времени унаследовала от позднесредневекого сёгуната Асикага /1467 – 1568 гг./ период раздробленности и гражданских войн, получивший название Сэнгоку цзидай /«Эпохи воюющих провинций»/. Он ознаменовался борьбой вассалов сегуна против него и между собой. Сегуны из дома Асикага утратили контроль над столицей Киото, где образовалось сильное городское самоуправление. Лидерство перешло к местным правителям в про-винциях – князьям – даймё /«даймё» – «большое имя»/. На территории своих княжеств они стремились к установлению полного контроля над хозяйственной и политической жизнью. В это время существенно изменилась структура доходов князей. Если, например, доход крупного феодального рода Сандзёниси в период раннего средневековья /XIII в./ от вотчины – сёэна составлял более 50%, то в начале XYI в. он снизился до 29%. Это обстоятельство определило заинтересованно- сть князей в развитии ремесленного производства, горного дела и торговли на территории княжества и страны в целом. В 1549 г. в городе Исидэра в провин-ции Оми при буддийском храме Каннодзи появился первый в стране «свобод-ный рынок», где для привлечения ремесленников и купцов рыночное налого-обложение было отменено. Такие же рынки со временем образовывались и в других местах. В XYI в. возникли три производства мануфактурного типа по изготов-лению гончарных изделий и одно – в винокурении. Их продукция не только удовлетворяла местный спрос, но и частично вывозилась в другие районы. Большую прибыль приносила внешняя торговля с Китаем, хотя и осущест-влявшаяся под видом поднесения дани. Между феодалами шла ожесточённая борьба за установление контроля над ней. Междоусобицы «Эпохи воюющих провинций» ухудшили положение кре-стьян: сократилась площадь обрабатываемых земель, выросли налоги, взимали-сь дополнительные поборы. Это вызвало волну крестьянских восстаний. Ещё в XY в., но особенно в XYI в., широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс испо-льзовали в своих интересах различные буддийские школы, активно участвовав-шие в междоусобных феодальных войнах. Восстания под религиозными знамё-нами, прежде всего буддийской школы «Икко» /«Учения об Одном»/, начались ещё в 1488 г. и продолжались около 100 лет. Крупнейшее выступление произошло летом 1532 г., когда повстанцы осадили г.Сакаи и намеревались начать наступление на Киото. Крестьянские восстания были направлены против мест-ной администрации, представители которой обогащались за счёт крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников. В целом, крестьянские восстания, как бы «накладываясь» на феодальные междоусобицы, всё более ослабляли сёгунат. Значительное влияние на последующую политическую и экономическую обстановку в стране оказало появление в 1543 г. у берегов Японии португальцев, а спустя шесть лет – испанцев, достигших берегов Японии из Мексики. Их при-бытие положило начало распространения огнестрельного оружия. Огнестрель-ное оружие, впервые применённое в Японии в 1575 г., совершило переворот в военном деле: если раньше главная роль в бою принадлежала всадникам –самураям, а пехотинцы были оруженосцами, то теперь на первое место вышли пехотинцы / асигару /, возникла необходимость в профессиональном солдате, который владеет огнестрельным оружием, а этого можно было достигнуть лишь систематическими, повседневными тренировками. Князья стали формировать свои дружины не только из самураев, но и из крестьян, которых селили при замках, полностью оторвав от сельского хозяйства и предоставляя рисовый паёк в качестве жалования. Введение огнестрельного оружия оказало влияние и на технику возведения укреплений, в частности замков, которые окружались креп-кими стенами и рвами с водой. Получило распространение и христианство, принесённое с собой европей-цами. Чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев в междоусобной борьбе, князья принимали христианство и заставляли своих вассалов следовать их примеру. Проповедь католичества получила особо широкое распространение на о.Кюсю, где стали открывать христианские церкви и школы. Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные войны и приве- ло к возникновению опасности не только раскола Японии, но и подчинения её европейцам. Междоусобные войны и крестьянские восстания создавали реальную угрозу самому существованию феодалов; для нормального функционирования торгово-го капитала нужно было устранить феодальные преграды; назревала угроза ино-странного порабощения Японии. Всё это вызывало объективную необходимость объединения страны. Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о.Хонсю – Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Ода Нобунага происходил из семьи мелкого феодала в провинции Овари. Он был вторым сыном. Отец построил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал зах-ватывать чужие земли самыми вероломными методами, ни щадившими ни бли-жайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам. Сожжением в 1571 г. буддийского монастыря на горе Хиэй, считавшегося «неугасимым све-тильником Закона» Ода нанёс сокрушительный удар по церковной оппозиции, пытавшейся сохранить свою независимость от светской власти. Двумя годами позже он сверг последнего сегуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью утратил политическое влияние. Для обеспечения войск продовольствием Ода ввёл специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода. Ода подчинил около половины территории страны и в завоёванных районах упразднил заставы, отменил таможенные поборы, которые взимались феодала-ми за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов, а также придворной аристократии и церкви, что встретило с их стороны силь-ную оппозицию. Поэтому упразднённые в Киото 7 застав по неоднократным петициям придворных были вскоре восстановлены, что свидетельствовало о непоследовательности его политики в защиту интересов торгового капитала, с которым он сотрудничал: купцу Имаи, наладившему производство огнестре-льного оружия, Ода предоставил право взимать налог с соляного дза и дза по добыче продуктов моря /дза – промысел, монополия на промысел, а также и цеховая организация/. Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и испо-льзовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путём постройки дорог, наказания за разбой, создавал «сво-бодные рынки», однако последние были территориально ограничены призамко-выми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза. Упразднив частные меры жидких и сыпучих тел, Ода ввёл унифицированную «киотоскую меру», равную I,8 литра. Ода установил обменный курс, запретил использование риса в качестве средства обмена, поощрял применения золота и серебра при импорте пряжи, шёлка, лекарств, чайной посуды. Он начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было ещё мало для налаживания массового производства денег, хотя Ода захватил серебряные рудники Икуно в результате победы над князем Ямана. Ода придавал большое значение городам. Когда последний сёгун из дома Асикага предложил пожаловать ему почётные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу /юг о.Бива/, Кусацу /к востоку от Оцу/ и в Сакаи. Ода стремился поставить под контроль города, имевшие самоуправление. В 1568 г. он обложил Сакаи тяжёлым военным налогом, что встретило сильное сопротивление горо-жан, однако оппозиция была подавлена и городу было запрещено держать наём-ное войско. Когда жители северной части Киото и Амагасаки /город к западу от Осака/ отказались вносить военный налог рисом, они были разгромлены, а их жилища преданы огню. Город Хирано за союз с Сакаи, направленный против Ода, был поставлен под непосредственный контроль объединителя, а горожане подверглись репрессиям. Только городу Сакаи удалось сохранить свою незави-симость. Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. Однако вско-ре судьба отвернулась от него. В 1582 г. Ода Нобунага был окружён войсками противников в киотоском храме и покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси, происходивший из крестьян и выдвинувшийся на службе у Ода. Внутренняя политика Хидэёси была продолжением политики Ода. На завоёванных территориях Хидэёси осу-ществил обмер земель и отнёс их к категории «прямо контролируемых владе-ний», которые давали 2 млн. коку риса /коку – мера объёма 180,4 литра, мера веса – 160 кг/. К этой категории владений были отнесены г. Осака, Киото, Нара, Оминато /север о.Хонсю/ и связанные с внешней торговлей города на о.Кюсю Нагасаки и Хаката. По приказу Хидэёси в Сакаи был засыпан ров – символ независимости горожан, а сам город поставлен под контроль администратора, назначенного Хидэёси. Однако самоуправление Сакаи во внутренних делах всё же было сохранено. Особый интерес представляет аграрная политика Хидэёси, сутью которой была реставрация крепостнической системы, укрепление феодальной социаль-ной структуры.
Хидэёси впервые в масштабе всей страны провёл перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные «основные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличе-ния численности податного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи». Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передви-жение. Перепись Хидэёси отразила упразднение сёэнов, подтвердила существо-вание сельской общины и наличие развитых вассальных отношений. Выходец из крестьян, Хидэёси жесточайшим образом подавлял крестьян-ские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них ору-жия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие, которое надлежало использовать на гвозди и заклёпки при создании статуи Великого Будды. За 20 лет до изъятия оружия был издан указ о норме подати и прикреплении крестьян к земле, согла-сно которому крестьянин имел право не более чем на 1/3 урожая, а сеньор не более и не менее 2/3. Спустя три года после «охоты за мечами» был издан указ о закреплении социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывавшее в XYI в. 16,64 млн. человек, под-разделялось на три сословия: самураи / си /, крестьяне / но / и горожане / симин /. Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время ещё не были дифференцированы. В качестве низовой административной единицы в 1597 г. вводятся пяти- и десятидворки, устанавливается система круговой поруки. Через год с целью увеличения налогообложения крестьян уменьшаются единицы земельной пло-щади: тан с 0,12 га сокращается до 0,1 га, а тё – с 1,2 га до 1 га при сохране-нии прежних норм обложения, в результате чего налоговый гнёт крестьян уве-личился примерно на 20%. Хидэёси подтвердил упорядочение ренты, её перевод с денежного исчисле-ния на продуктовую основу /рис/, что практически уже осуществил его предше-ственник. Была запрещена миссионерская деятельность. В 1587 г. издаётся первый антихристианский указ, однако это «закрытие страны» не было полным, поско-льку Хидэёси рассчитывал с помощью европейцев получить суда и оружие для осуществления своих внешнеполитических авантюр. Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и политику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил контроль двора над заставами в Киото, вос-становленный Ода после многочисленных петиций придворных. Эта мера стимулировала свободное движение товаров на рынке. Спустя три года в Киото, а затем и в провинциях упраздняются дза, что лишило придворную аристократию и храмы прибыльного для них контроля над ремесленно –торговыми объединениями. Повсеместно вводится единая «киотоская мера» жидких и сыпучих тел. Осуществляется выпуск монет, обусловленный разви-тием товарно – денежных отношений и ростом добычи золота, серебра и меди. В 1587 – 1588 гг. Хидэёси приказал изготовить большие золотые монеты для крупных торговых сделок. Официальным поставщиком Хидэёси был купец из г.Сакаи Кониси, а банкирами являлись купцы Камигая, Симай, Харада, которые вели обширную заморскую торговлю с Кореей, Китаем, Сиамом /Таиландом/ и Филиппинами. Эти купцы оказывали влияние на внешнюю политику Хидэёси. Харада настаи-вал на завоевании Филиппин. Хотя эта идея и не была реализована, за свои лич-ные заслуги Харада был награждён земельным участком, дававшим доход в 500 коку риса. С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расшире-нии границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требовани-ем уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею нап-равляется князь Со с о.Цусима с требованием, чтобы корейский император стал вассалом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуострова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важнейшие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Император бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена. Борьбу корейского народа против японских захватчиков возглавил талантливый адмирал Ли Сунсин, который сумел в короткий срок организова- ть оборону и поднять в тылу у японцев повстанческое движение. В том же году Ли Сунсин нанёс первое поражение японскому флоту, однако в результате придворных интриг он был снят и разжалован в рядовые. Новый корейский командующий развалил флот, чем не замедлили воспо-льзоваться японцы, которые в 1597 г. вновь предприняли поход на Сеул. Перед лицом поражения корейские власти были вынуждены вернуть Ли Сунсина к руководству флотом. И на этот раз он сумел в кратчайший срок восстановить боеспособность корейских войск и уже в 1598 г. нанести японцам сокрушитель-ное поражение. В морском бою японский флот был разгромлен, но Ли Сунсин погиб. Под ударами корейских войск и повстанцев, испытывая недостаток в боеприпасах и продовольствии, японцы были вынуждены эвакуировать свои войска. Корейская авантюра ослабила юго – западных феодалов и торговый ка-питал, связанный с внешним рынком. На передовые позиции вышли князья Северо – Восточной и Центральной Японии, менее пострадавшие от тягот войны, и торговый капитал, который действовал на внутреннем рынке. Прогрессивное значение княжеств как новой формы организации сельско-хозяйственного производства в период развитого феодализма, а также объеди-нение страны, осуществлённое Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, сказалось на росте площади обрабатываемых земель к концу XYI в, почти на 46,24% по сравнению с концом XY в. Однако смерть Хидэёси в 1598 г. чуть было ни свела на нет результаты его деятельности. В стране вновь вспыхнули феодальные междоусобицы в ходе которых выдвинулась новая фигура – Токугава Иэясу.
|