Студопедия — ИНКУЛЬТУРАЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ






 

Формирование многих этнических черт человека непосредст­венно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс «врастания» индивида в его этническую общность и культуру был обозначен в этнологии понятиями «социализация» и «инкультурация». Эти понятия по своему содержанию выступают как синонимы, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по-скольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В этом процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную: (взрослую).

На первой стадии инкультурации дети осваивают самые обще­распространенные, жизненно необходимые элементы своей куль­туры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и яв­ляется целенаправленным воздействием на ребенка с целью форми­рования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре су­ществуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной ин­культурации является игра. В зависимости от характера осваивае­мых навыков игры подразделяются на следующие типы:

- физические игры, в которых тренируется и развивается физи­ческая активность;

-стратегические игры, тренирующие и развивающие способ­ность прогнозировать возможные результаты любой деятельно­сти и оценивать вероятность этих результатов;

- стохастические игры, где решающая роль принадлежит слу­чаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоя­тельствами, к представлению о риске;

-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок ос­ваивал те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интел­лект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпо­сылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватно­му участию в социокультурной жизни личность.

В этнологии детство понимается не как ранняя стадия сущест­вования человека, а как период социокультурной подготовки че­ловека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие:

- достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

- овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

- овладение достаточным объемом культурных знаний и соци­ального опыта через практическую деятельность в составе раз­личных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

- принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­щей из взрослых участников системы разделения труда.

Главной отличительной особенностью второй стадии инкуль­турации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установлен­ных в данном обществе. Индивид получает возможность комби­нировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность прини­мать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; в составе своей этнической группы он получает право участвовать в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.

Первая стадия инкультурации способствует сохранению ста­бильности культуры, поскольку основным здесь является воспро­изведение уже имеющихся образцов, контроль за беспрепятствен­ным проникновением в культуру случайных и новых элементов. Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность при­нять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завер­шается формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыс­лить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальности является показате­лем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.

 

План семинарского занятия

 

1. Понятия «идентичность» и «этническая идентичность».

2. Основания этнической идентификации.

3. Элементы психологии этноса.

4. Инкультурация.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия