Студопедия — Шутку и заслонило от многих художественные усилия режиссера.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Шутку и заслонило от многих художественные усилия режиссера.






Для того, кто хорошо знает Стуруа, было ясно, что «Макбет» — даже

Слишком его пьеса. Все лучшие спектакли этого стойкого брехтианца и,

пожалуй, чуточку мизантропа, начиная с «Кваркваре» и кончая «Королем

Лиром», являли зрителю многоликость зла, циничного, артистичного и

Изобретательного. И для него уж слишком явно лапидарный

шекспировский сюжет «лег» на современные времена и опрощенные

Нравы. Хотя для него эта рифма казалась привычной, он всегда

Справлялся с ней без пафоса.

С другой стороны, что же делать, если «предчувствие гражданской

войны» не обмануло ни Стуруа, ни Чхеидзе, если в театре военных

Действий оба они оказались зрителями партера, а война в прямом

смысле слова ворвалась в их театр-дом. «Макбет» снова, как когда-то,

когда они вместе ставили «Мачеху Саманиш-вили», соединил эти два

Имени в нашем сознании. Однако спутал их режиссерские карты.

Создавалось ощущение, что они поменялись местами. Чхеидзе выгля-

Дел сумрачнее и судил беспощаднее. Стуруа показался мягче и

Сентиментальнее.

Спектакль Чхеидзе в БДТ был спектаклем о невыносимой легкости

Убийства.

Мир «Макбета» ужаснул режиссера. Перефразируя Шекспира, можно

Было бы сказать, что мир видений расстроил мир его души, и с этим

Наваждением он боролся — не в силах избавиться от мыслей, в которые,

Как советовала леди Макбет, лучше было не углубляться. Сон Стуруа

тоже был «руками Макбета зарезан». Однако этот мир вызывал в нем не

Ужас, а досаду. Он словно сожалел о людях, которые не ведают, что

Творят. У Стуруа получился спектакль о невыносимой тяжести

раскаяния, о трех поколениях обреченных (Макбет и его друзья — «дети»

Дункана, у друзей Макбета тоже есть или будут дети) — о трех поколени-

Ях, обреченных в войне и после войны пить варево ведьм, в котором

Плавают пальчики новорожденного ребенка, утопленного шлюхой в

Придорожной канаве.

«Амфитрион» Туманишвили смотрелся репликой мастера в этом

Споре-неспоре его учеников. Не думаю, что учитель видел хотя бы один

Из спектаклей своих учеников, но в принципе иное театральное

Мироощущение заставило его иначе откликнуться на жизнь. Трагедии (а

Президентство З.Гамсахурдия и гражданская война, случившая при нем,

Стали трагедией страны, которую русские всегда обожали и которая для

Них казалась раем на земле) — трагедии в жизни Туманишвили вдруг

Противопоставил комедию в театре, где любовь побеждает смерть,

Человек побеждает бога, свет побеждает тьму, а жизнь — войну. Это

Была божественная печаль по поводу невыносимой легкости бытия.

Спектакль был прозрачен и невесом. Он таял на глазах, как снежинка в

Руке. Когда на белых ширмах взлетали от ветра белые занавески и тихо

загорался ночник, так и казалось, что такой «Амфитрион» был вымечтан

Двадцатилетним юношей Мишей Туманишвили много лет назад, где-нибудь

В военном госпитале, в окопе или в плену, в тот миг, когда смерть стояла

рядом, а жизнь выглядела роскошью, одетой в «радужные цвета

неожиданности». Это был самый пацифистский спектакль из тех, что я

Видела. О войне в нем говорилось с иронией и снисхождением, как о

глупости: «войны бывают разные, но воины все одинаковые» (Жироду). О

Смерти — просто и мужественно, как о неизбежном итоге жизни. О жизни —

Страстно и с изумлением, как о новости, которая всегда нова.

Коль скоро у Жироду миф переплетался с реальностью, а античная легенда

Была пересказана современным языком, Туманишвили пустил в ход все, что

Попалось под руку (художник Юрий Гегешидзе). Пурпурная тога Юпитера

Без усилий рифмовалась с пышным кринолином Алкмены. Обломок

Античной колонны соседствовал с балюстрадкой старого Тифлиса. Куча

Неудобных и, казалось бы, несовместимых предметов помогала

Режиссеру преодолевать неудобство случившихся обстоятельств.

Театральные осветители по сигналу Меркурия (Русудан Болквадзе)

Опускали ночь на Фивы или заставляли солнечных зайчиков скакать по

Постели Алкмены. Появление Юпитера (Георгий Пипинашвили)

Возвещал звук реактивного самолета. Войну объявляли по радио,

сообщая затем «точное фиванское время». Перед походом полководец







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 315. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия