Студопедия — Раскол в истории России. . Пособие к выполнению курсового проекта «Предприятие придорожного обслуживания»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раскол в истории России. . Пособие к выполнению курсового проекта «Предприятие придорожного обслуживания»






. Пособие к выполнению курсового проекта «Предприятие придорожного обслуживания»

XVII век в истории России и русской православной церкви – особая веха. XVII век завершал эпоху расцвета феодализма, переживал период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму. Зарождаются новые социально-экономические отношения, новый класс − буржуазия, обостряется социальная, политическая и идеологическая борьба на фоне новых общественно-экономических отношений. Различное отношение к действительности разных слоев населения и рост неудовлетворённости существующими порядками выявился в идеологической сфере – расколе православной церкви.

История русской православной церкви была противоречивой, полной внутренними конфликтами, отражала общественные столкновения на всём протяжении существования христианства на Руси. Одним из таких поворотных моментов в истории России и церкви стал раскол. Причинами раскола являются: смена общественно-экономической формации [Русское… 1989]; московская централизация [Щапов 1862; Щапов 1906]; ориентация на Запад [Мельников 1999; Мельников 2000]; приоритет государства над церковью [Русское… 1989]; закрепощение крестьян [Русское… 1989; Щапов 1862; Щапов 1906]; упразднение земства и введение иноземных порядков в государственном и церковном строе [Щапов 1862]; превращение российского самодержавия из сословно-представительной в абсолютную монархию [Русское… 1989].

Ф.Е. Мельников и Н.Ф. Каптерев в качестве одной из причин раскола выдвигают следующую версию − имперские замыслы Алексея Михайловича и патриарха Никона: русский царь захотел стать византийским императором, Никон − вселенским патриархом. Москва стала называться Третьим Римом, Никоном был выстроен монастырь, названный Новым Иерусалимом [Каптерев 1909; Крестьянство… 1982].

Раскол − явление не только церковное, но и общественное. В России происходит ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол, как историческое явление, определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие столетия.

Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе, в частности, изменения канонических правил, касающихся проведения церковных служб, правка церковных книг.

Новые церковные догматы были изложены патриархом Никоном на соборе 1653 года, позже напечатаны в книге «Скрижаль». Собор 1666-1667 гг. утвердил и закрепил введенные Никоном и его сторонниками новые обряды, обычаи, традиции [История… 1991: 12–13]. Собор 1666-1667 годов проклял и отлучил от церкви староверов, «всю Русскую церковь со всеми её святителями, чудотворцами и с огромным сонмом угодников Божиих» [Мельников 1999: 58].

Гонения на старообрядцев продолжались в течение трёх веков [История… 1991: 15-19]. «Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, потоками крови: виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил – всё это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью» [Мельников 1999: 93]. Одним из видов наказания была ссылка и заточение в монастырь, при этом преследовались следующие цели: наказать непокорных, лишить их возможности распространять свои убеждения, пресечь в корне пропаганду идей и взглядов, заставить раскаяться в «заблуждениях», привести в лоно православной церкви [Пругавин 1905: 24-25]. Широко применялись подземные монастырские тюрьмы при Петре I [Пругавин 1905: 28]. Измученных и истерзанных в розыскной канцелярии ссылали в Сибирь. В Енисейской губернии действовала женская тюрьма в Енисейском Рождественском монастыре [Пругавин 1905: 37].

Через три столетия пронесли, сохранили веру "раскольники". За приверженность прежним традициям в проведении религиозных обрядов их называют старообрядцами или староверами. Они уходили в глухие необжитые места, скрываясь от государственных органов власти. Гонимые и притесняемые, старообрядцы остались верны вере отцов и дедов, традициям, однако существующие ныне формы проявления вероисповедания старообрядцев, проведение обрядов и даже уклад жизни обусловлены объективными историческими причинами, связанными с карательными мерами. Известен факт деления старообрядчества на согласия, причинами которому изначально явились: 1) отсутствие единой иерархии; 2) разобщенность приверженцев старой веры и обрядов из-за географической раздельности, отдаленности районов проживания; 3) понимание "духовной" (невидимой, но ощущаемой. − Г.Т.) или "чувственной" (зримой, явной. − Г.Т.) природы Антихриста. Названные причины взаимообусловлены и по-прежнему играют значительную роль уже в современном состоянии старообрядческих согласий. По мнению Н.Н. Покровского, «На востоке России проблема природы Антихриста разрабатывалась очень рано, еще во времена Аввакума, в послании «Об Антихристе и тайном царстве его», где утверждалась духовная, а не плотская, чувственная природа его, и, следовательно, уже наступившее его владычество» [Покровский 2005б: 11]. Ученый рассматривает проблему "духовного" или "чувственного" понимания природы Антихриста в тесной связи «с более широким вопросом о разных способах понимания текстов Писания и Предания, в том числе – "чувственного" (буквально, «по буквам») и "духовного" (иносказательного, сокровенного) их толкования» [Покровский 2005б: 14].

Каждое согласие имеет свои отличительные особенности в проведении религиозных обрядов. Исторически установились духовные центры старообрядцев разных согласий: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Рогожское кладбище в Москве [История… 1991: 22-25]. Ныне в Рогожском посёлке в Москве находится Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Современные старообрядцы живут на 4-х континентах. Существуют старообрядческие общины в разных государствах, самое большое количество старообрядцев проживает в России. Интересные данные приведены в статье М. Тульского «Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет». В таблице, показывающей динамику изменений религиозного состава населения мира с 1900 по 2000 год, шестым из 36 вероучений названо старообрядчество. За сто лет численность старообрядцев возросла с 2, 4 до 3 млн. человек. При этом население планеты увеличилось с 1,630 до 6, 044 млрд. человек. В процентном соотношении количество старообрядцев уменьшилось [Тульский 2001].

Староверы не забывают о своих корнях, верны "древлеотеческой" вере. Жизнь современных староверов за границей и в России отражают старообрядческие периодические издания: «Вестник митрополии» Русской Православной Старообрядческой Церкви, журнал «Церковь» (руководящий орган Совета Всероссийских съездов старообрядцев), «Сибирский старообрядец» (г. Новосибирск, издание Сибирской епархии РПСЦ), газеты «Русь православная» (г. Большой Камень Приморского края, издание Совета мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ), «Старообрядец» (Нижний Новгород, историко-краеведческое издание для старообрядцев всех согласий), «Костромской старообрядец» (г. Кострома, старообрядческое церковно-общественное издание), «Остров веры»

(г. Миасс, издание Уральской епархии РПСЦ) и др.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия