Студопедия — Тема 10.3. Современный отечественный театр
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 10.3. Современный отечественный театр






Основные понятия и термины по теме:театр, режиссёр, трагедия, комедия, драма, водевиль, опера, балет

План изучения темы:

1. Реформаторы русской театральной сцены.
2. Современный зарубежный и отечественный театр: выдающиеся авторы, режиссёры и артисты.
 

Краткое изложение теоретических вопросов:

Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий и его роль в развитии театра.

Активизация борьбы прогрессивных театральных деятелей и драматургов за создание нового современного театрального искусства. Борьба за демократизацию театра. Толстой и Горький о необходимости искусства, отвечающего новому времени, новому мироощущению художника, его стремлению активно выразить свои жизненные позиции.

Идейно-эстетические принципы современного театра, утверждаемые Станиславским и Немировичем-Данченко в программе создания и деятельности Художественного театра. Развитие театральной теории. Возникновение современной режиссуры. Усиление роли режиссера в театре. Задача создания художественно целостного спектакля, все выразительные средства которого подчинены раскрытию идеи спектакля.

Новые средства театральной выразительности: круг (вращающаяся сцена), объемные декорации, новые принципы использования света, музыки, шумов и т.д. Черты натурализма, свойственные русскому и западному театра на рубеже веков. Стремление к максимальной достоверности и точности воспроизводимой на сцене жизни. Формирование теории «условного театра». Режиссерские искания Мейерхольда, Вахтангова, Таирова.

Высокий уровень актерского искусства. Разнообразие школ и творческих индивидуальностей. Актеры реалистической школы, сочетавшей большую жизненную правду: актеры Малого театра, Александринского и провинциальных театров. Актеры психологической школы МХТ. Актеры «условного театра». Формирования нового типа современного актера. Орленев и Комиссаржевская.

Театр в период первой русской революции. Расцвет драматургии и театра.

Утверждение принципов новой театральной эстетики и современной драмы. Проблемы современного театра в статьях и художественных произведениях Чехова.

Обращение к драматургии. Водевили, их связь с прозой Чехова 80-х годов. Гоголевские и тургеневские традиции в водевилях: комедия-шутка «Медведь» и «Предложение» насмешка над пошлостью и уродливостью нравов современного общества; усиление драматизма и сатиричности в пьесах «Свадьба», «О вреде табака».

Подступы к социально-психологической драме «Иванов», отражение кризиса мировоззрения русской народнической интеллигенции восьмидесятых, утративших веру в свои силы, в целесообразность борьбы с социальным злом.

Взгляд Чехова на драму: «…в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене…».

Расширение и углубление социальной проблематики. Усиление мотивов борьбы с пошлостью и мещанством, Создание нового типа драмы, раскрывающей трагизм существования обыкновенных людей, естественным стремлениям которых враждебна окружающая их нелепая, жестокая жизнь. Новый характер драматических конфликтов и развития действия, как противоречие между стремлением людей к правде, красоте и реальной жизнью. Раскрытие трагизма будничного бессмысленного существования.

Драматургия Чехова, Ибсена, Метерлинка. «Чайка» - раскрытие драматизма повседневной жизни. Трагизм судьбы людей, отдавших жизнь служению ложным идеям, ощущение трагического неблагополучия жизни в «Трёх сестрах». Раскрытие неразумной и пошлой повседневности как источника трагических коллизий. Комедия «Вишневый сад» - новый идейный смысл драматического конфликта, неизбежность и закономерность смены устаревших форм жизни новыми.

Вклад Чехова в русскую и мировую культуру. Его значение в развитии драматургии и сценического искусства.

Борьба Горького за театр высокой идейной насыщенности, большой правды и жизнеутверждающего романтизма. Пьеса «Мещане», связь пьесы с исторической обстановкой, новый подход к теме мещанства, социальный характер конфликта. «На дне» - социальная проблематика, суровая правда изображения трагических условий жизни социальных низов и жертв современного уклада.

Особенности драматургии Горького - закономерность применения в композиции сюжетного принципа, значение интриги. Идейная и моральная стойкость, готовность на подвиг и самопожертвование ради общего дела в образах рабочих. «Васса Железнова» (1910) - показ духовной опустошенности и разложения русского дворянства и современной буржуазии.

Постановки Станиславского и Мейерхольда.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра - пересмотр эстетических и организационных систем Российского театра. Отказ от системы привычных амплуа, отвлеченных страстей, ограниченность репертуара. Утверждение первого русского режиссерского театра. Театр как барометр культурной и социальной жизни. К.С.Станиславский - основатель Общества искусства и литературы в Москве («Моя жизнь в искусстве») и создатель Художественного театра. Знаменитая встреча его с В.И.Немировичем-Данченко - критиком, писателем, драматургом и театральным педагогом.

Основной идейно-художественный принцип театра – стремление к воспроизведению на сцене «правды жизни», поиск форм скрытого драматизма. Реформа зрительного зала. Работа К.С.Станиславского над «системой» воспитания нового типа актера психологической школы.

Современные театральные режиссёры и их постановки.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проанализировать театральный спектакль по плану: название театра, спектакля, имя автора, жанр, краткая история создания, время действия, имена главных исполнителей, анализ игры актёров, художественных декораций, роль музыки в спектакле.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта, таблицы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите известные московские театры.

2. Назовите известные театра Петербурга.

3. Каких известных реформаторов театра вы знаете?

4. Назовите известные постановки Г. Товстоногова.

5. Что вы знаете о профессиональной деятельности Е. Вахтангова?

6. Назовите известную эмблему МХАТа.

7. Какова роль Станиславского в развитии театрального искусства?

8. Какой театральный спектакль вы посмотрели? Опишите ваши впечатления.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 452. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия