Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить его, и когда очередь дошла до Мухаммада, он сказал: «Меня зовут Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн». Джабир положил руки ему на голову, а затем расстегнул верхнюю и нижнюю пуговицы его рубахи и прикоснулся ладонью к его груди. Мухаммад был юношей, а Джабир – слепым старцем. Он сказал: «Добро пожаловать, сын моего брата! Спроси меня, о чем пожелаешь». Мухаммад задал ему вопрос, но наступило время намаза, и Джабир отправился молиться. Он встал, обернувшись в красивую мантию, которая, однако, была ему короткой, и поэтому, когда он натягивал ее на плечи, ее края приподнимались. А рядом с ним на вешалке висел его плащ. Джабир сам руководил намазом, после чего Мухаммад попросил его: «Расскажи о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал хадж». Джабир показал на пальцах девять и сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал хаджа в течение девяти лет. На десятый год было объявлено, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, намеревается совершить хадж, и в Медину прибыло множество людей. Все они желали сопровождать Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и повторять совершаемые им обряды. Мы выступили в путь и достигли Зу-ль-Хулейфы. В это время Асма бинт ‘Умейс родила Мухаммада ибн Абу Бакра. Она послала человека к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы узнать, что ей делать. Он сказал: “Искупайся, а затем длинным и широким куском материи перевяжи место кровотечения. После этого ты можешь вступить ихрам”. В мечети Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил два рак‘ата, а затем сел на аль-Касву. Когда его верблюдица достигла Эль-Байды, я увидел, что со всех сторон – спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники, которых было невозможно объять взором. Среди нас находился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле, и поэтому мы повторяли все, что он совершал. Он громко провозгласил свидетельство единобожия: “Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища”. Все люди вслед за ним громко повторяли эти слова, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничего не говорил им из-за этого. Напротив, он постоянно повторял тальбию. А что касается нас, то каждый из нас намеревался совершить хадж, потому что мы не знали, как совершать малое паломничество. Когда мы вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подошли к Каабе, он прикоснулся к ее углу, а затем обошел вокруг нее три круга быстрым шагом и четыре – степенным. Затем он подошел к месту Ибрахима, мир ему, и прочитал: “Сделайте же место Ибрахима местом моления” (2:125). Он встал так, что место Ибрахима оказалось между ним и Каабой, и совершил два рак‘ата, прочитав в них суры “аль-Ихлас” и “аль-Кафирун”. Потом он вернулся к углу Каабы и вновь прикоснулся к нему. После этого он вышел через ворота и направился к Сафе. Приблизившись к ней, он прочел: “Поистине, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха (2:158). Я начну с того, с чего начал Аллах”. Он начал с Сафы и поднялся на холм, откуда была видна Кааба. Затем он встал лицом к ней, провозгласил свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха и сказал: «Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь! Нет божества, кроме одного Аллаха! Он выполнил обещание, помог Своему рабу и в одиночку сокрушил союзников». Он повторил это трижды, а в промежутках между ними обращался с мольбой к Аллаху. Затем он начал спускаться в направлении Марвы. Спустившись в долину, он побежал, а, дойдя до возвышенности, перешел на шаг. Поднявшись на Марву, он сделал все так же, как и на Сафе. Закончив на Марве последнюю пробежку, он сказал: “Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не подгонял бы жертвенных животных и совершил бы малое паломничество. Если у кого-то из вас нет жертвенных животных, то пусть он освободится от ихрама, совершив малое паломничество”. Тогда Сурака ибн Малик ибн Джу‘шум встал и спросил: “О Посланник Аллаха, это предписано нам только в этом году или навсегда?” Скрестив пальцы рук, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Малое паломничество входит в хадж. Малое паломничество входит в хадж, и это предписано вам навсегда”. В это время ‘Али прибыл из Йемена с жертвенными животными для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и увидел среди освободившихся от ихрама Фатиму. Она надела одежду из крашеной ткани и сама накрасилась сурьмой. ‘Али осудил ее за это, а она ответила: “Мой отец велел мне поступить так”. Когда ‘Али находился в Ираке, он рассказывал, что отправился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы пожаловаться на то, что сделала Фатима, и узнать его мнение обо всем, что она сообщила ему. Когда он рассказал ему о том, что осудил ее, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Она сказала правду! Она сказала правду! Что ты сказал, когда начинал паломничество?” ‘Али ответил ему, что сказал: “О Аллах! Я намереваюсь совершить то, что совершает твой Посланник!” Тогда он сказал: “Со мной жертвенные животные, и посему не освобождайся от ихрама”. Жертвенные животные, которых привел с собой ‘Али из Йемена и с которыми пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе составили сто голов. Люди освободились от ихрама и постригли волосы. Не сделали этого только Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и те, у кого были жертвенные животные. А когда наступил день ат-тарвийа (8 зу-ль-хиджжа), они отправились в долину Мина, возвещая о начале хаджа. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ехал верхом. Там он совершил полуденный, послеполуденный, закатный, вечерний и рассветный намазы. Дождавшись там восхода солнца, он приказал разбить шерстяной шатер на горе Намира. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, двинулся в путь, курейшиты не сомневались, что он остановится в долине Муздалифа, как это делали курейшиты во времена невежества. Но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продолжал ехать, пока не достиг долины ‘Арафат. Шатер на горе Намира для него был уже разбит, и он остановился в нем. После полудня он повелел привести к нему аль-Касву и на ней спустился в долину ‘Арафат, где обратился к людям с проповедью, в которой сказал: “Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля. Все, что творилось во времена невежества, отныне запрещено! Запрещена кровь, проливаемая во времена невежества, и прежде всего я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода бану са‘д, и племя хузейл убило его. Запрещено лихоимство времен невежества, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по Слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их на разумной основе! Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться этого. Это – писание Аллаха. Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы свидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, будь Свидетелем! О Аллах, будь Свидетелем! О Аллах, будь Свидетелем!” После этого возвестили призыв на намаз и объявили о начале молитвы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил полуденный намаз. Затем еще раз объявили о начале молитвы, и он совершил послеполуденный намаз. Между этими двумя молитвами он не совершил дополнительных намазов. Затем он сел на верблюдицу и отправился к месту стояния. Он усадил аль-Касву на скалы и остановился перед тропой, по которой шли пешие паломники. Он обратился лицом к кибле и пробыл там, пока солнце не начало клониться к закату. Вскоре пропала его ослепительная яркость, и солнце исчезло из виду. Усама сел верхом позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы оберегать его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильно натянул поводья аль-Касвы, так что ее голова уперлась в стремена. Протянув вперед свою правую руку, он сказал: “О люди, соблюдайте спокойствие! Соблюдайте спокойствие!” Подъезжая к дюне, он ослаблял поводья, чтобы верблюдице было легче преодолевать их. Добравшись до Муздалифы, он совершил там закатный и вечерний намазы, возвестив призыв на намаз один раз и объявив о начале молитвы перед каждым из двух намазов. При этом он не поминал Аллаха между намазами. Затем он прилег отдохнуть до рассвета. Когда прояснилась утренняя заря, возвестили призыв на намаз и объявили о начале намаза, после чего он совершил рассветный намаз. Затем он сел на аль-Касву и добрался до Заповедного места (аль-маш‘ар аль-харам). Там он обратился лицом к кибле, воззвал с мольбой к Аллаху, возвеличил Его, провозгласил свидетельство единобожия и продолжал стоять, пока не рассвело. Перед восходом солнца он продолжил свой путь, а позади него сел аль-Фадль ибн ‘Аббас, который был светлым и миловидным человеком с красивыми волосами. По дороге им встретились женщины, и аль-Фадль начал смотреть на них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, закрыл его лицо рукой, но он повернул голову в другую сторону, продолжая смотреть. Пророк вновь закрыл его лицо рукой, чтобы он отвел взор от женщин. Так они добрались до долины Мухассир, и он ускорил ход. По центральной дороге, которая выходит к большому столбу, они добрались до столба, около которого росло дерево. Они бросили в него по семь маленьких камешков, возвеличивая Аллаха при каждом броске. При этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, бросал камешки из низины. Затем он отправился к месту жертвоприношения, где своими руками заколол шестьдесят трех верблюдов. Оставшихся верблюдов заколол ‘Али, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал ему. После этого он приказал взять по куску мяса от каждой туши, положить в котел и сварить. Когда трапеза была готова, они отведали мяса и бульона. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на своей верблюдице отправился к Каабе и совершил полуденный намаз в Мекке. После этого он подошел к людям из рода ‘Абд аль-Мутталиба, которые распределяли воду из источника Замзам, и сказал: “О потомки ‘Абд аль-Мутталиба, зачерпните для меня воды. Если бы я не боялся, что люди вытеснят вас отсюда, я бы зачерпнул его вместе с вами”. Они подали ему ведро с водой из источника, и он напился из него». Хадис этот длинный, и его передал Муслим.