О реальности наставничества ХизраВ связи с тем, что сегодня усилиями некоторых проповедников часть мусульман введена в заблуждение относительно саййдины Хизра, мир ему, и того, жив ли он, сделаем небольшое отвлечение об этом, пожалуй, ключевом наставнике Ибн ‘Араби. Шейх Ибн аль-Джаузи в книге «‘ Уджаля аль-Мунтазир фи Шарх Халь аль-Хадир» озвучивает крайнюю точку зрения о том, что увещевания о жизни Хизра, мир ему, противоречат Шари’ату. В книге «Аль-Манар аль-Муниф» (стр. 67-76) он, а также его издатель, большой ханафитский ‘алим ‘Абдульфаттах Абу Гудда, заявляют о том, что Хизр, мир ему, не находится среди живых. Однако часто замалчивается другая точка зрения шейха аль-Джаузи, которую он приводит в книге «Манакыб аль-Имам Ахмад». На стр. 144 он упоминает об истории своей личной встречи с Хизром и Билялом аль-Хавассом. Среди наиболее сильных передаваемых доказательств в противовес мнению о смерти саййидины Хизра, мир ему, выделяется два сообщения. Одно передано имамом Ахмадом аль-Ханбалем в книге «Аз-Зухд», где Пророк сказал, что Ильяс и Хизр, мир им троим, встречаются каждый год и проводят месяц Рамадан в Аль-Кудсе (Иерусалиме). Другое передано Йа’кубом ибн Суфьяном от ‘Умара ибн ‘Абдуль’азиза, согласно которому человек, составлявший ему компанию в одной из прогулок, на самом деле был Хизром, мир ему. Имам Ибн Хаджар счёл цепочку передатчиков (иснад) первого сообщения справедливой, а вторую – включил в свой знаменитый сборник «Фатх аль-Бари» (т. 6, стр. 435, издание 1959 г.). Он продолжает, цитируя другое известное сообщение, приводимое имамом Ибн ‘Асакиром от Абу Зур’а ар-Рази, о том, что Хизр, мир ему, был встречен им дважды, один раз в юношестве, второй раз в старости. Причём сам Хизр за это время нисколько не изменился. Великий маликитский учёный Андалузии – шейх Кади ‘Ияд – в своей заметке к книге «Тартиб аль-Мадарик» имама Ибн Абу Зайда аль-Кайруани передаёт от аль-Адждаби: «Я сидел с Абу Мухаммадом [Ибн Абу Зайдом], когда вместе с ним находился мутакаллим Абу аль-Касим ‘Абдуррахман ибн ‘Абдульмумин. Некий человек спросил его о Хизре, мир ему, и том, можно ли сказать, что он по-прежнему присутствует в посюстороннем мире на протяжении всего этого времени и не может умереть, пока не настанут Последние Времена? И тогда не противоречит ли это словам Всемогущего Аллаха: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия» (Коран, 21:34)? Они оба ответили ему в один голос, что таковое возможно и разрешено и что Хизр, мир ему, может жить до самого того момента, пока не раздастся Последний Трубный глас. Что же до бессмертия, то оно связано с тем, чтобы оставаться столь долго, сколь остаётся Грядущий Мир. А просто оставаться живым до момента, пока зазвучит Труба – это не бессмертие. И разве невдомёк вам, что Иблис – да проклянёт его Аллах – не является бессмертным, однако он один из тех, кому отложено до Дня Назначенного Времени?!» Выдающийся знаток хадисов, имам ас-Сахави, постановил: «Прекрасно известно, что имам ан-Навави имел обыкновение встречаться с Хизром, мир ему, и беседовать с ним в числе многих других раскрытий (мукашафат)». Эти слова ас-Сахави взяты из его книги «Биография Шейх аль-Ислама, Полюса благородных праведников и факыха человечества, обновителя Сунны и умертвителя нововведений Абу Закарийи Мухийиддина ан-Навави» (См. «Тарджима Шайх аль-Ислам Кутб аль-Аулия’ аль-Кирам ва Факых аль-Анам Мухийи ас-Сунна ва Мумит аль-Бид’а Абу Закарийя Мухийиддин ан-Навави», Каир: Джам’ийя ан-Нашр ва ат-Та’лиф аль-Азхарийя, 1935. Стр. 33). Шейх аль-Барзанджи в своей книге «Аль-Иша’а ли Ашрат ас-Са’а» (стр. 204-205 в издании 1995 г.; стр. 279-281 в издании 1997 г.) приводит целый перечень доказательств того, что Хизр, мир ему, остаётся жив и ещё должен будет встретиться лицом к лицу и разоблачить Антихриста (Дажджаля). Ибо он тот, кто подразумевается в хадисе, по которому некий человек столкнётся с Антихристом и изобличит его. Тогда последний разрубит его пополам, а затем восстановит обратно лишь для того только, чтобы быть заново изобличённым. Имам аль-Кушайри в классическом трактате «Ар-Рисаля» сообщает, что Ибрахим аль-Хусаи видел саййидину Хизра, мир ему, среди пророков Израиля. Также сообщается, что саййидина Хизр, мир ему, умрёт только во время светопреставления (ахыр аз-заман), когда Коран будет поднят на небеса». А шейх Ибн ‘Ата’иллах аль-Искандари в книге «Лата’иф аль-Минан» (т. 1, стр. 84-98) сообщает о том, что среди суфиев существует единодушие в вопросе о том, что Хизр жив. Ему вторит наш земляк, шейх Зайнуллах ибн Хабибуллах ар-Расули (ум. в 1917 г.), последний из великих башкирских устазов Накшбандийи. В 1908 г. он писал: «Имам ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в комментариях к «Сахих» Муслима указал, что все ученые единодушны в том, что святой Хизр, мир ему, живой и находится среди нас. В этом вопросе едины во мнениях суфии, люди благочестия, праведности и ма’арифата. Их рассказы и сообщения – о лицезрении его, вопросах к нему и полученных ответах, их встречах с ним в священных и благословенных местах – слишком многочисленны, чтобы их собрать воедино. Шейх Абу ‘Амр ибн ас-Салах сказал, что святой Хизр – живой, по мнению всех учёных и праведных мужей, а простые мусульмане, миряне (амми) согласны с ним в этом. Он сказал: «И очень странным является отказ некоторых сторонников бид’атов [признать, что саййдиниа Хизр – живой]». Имам Харис ибн ‘Усама в своем «Муснаде» привёл хадис с иснадом, восходящим к Анасу, который рассказал, что саййдинина Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Святой Хизр находится в море, а святой Ильяс – на суше. Каждую ночь они встречаются в Руме, которую построил Зуль-Карнайн, пребывают между людьми и Йаджуджем и Маджуджем. Святой Хизр и святой Ильяс каждый год совершают Хадж и умру, пьют по глотку воды из священного источника Замзам, которого им хватает до следующего года». Шейх Ибрахим аль-Халяби в трактате «Сияние звезды» упомянул, что Ибн Хаджар в своей книге «Редчайшие цветы» в сообщении о саййдине Хизре, мир ему, говорит, что Хизр обучил некоего человека семи молитвам о спасении (манджият). Тот человек прочёл их и спасся от беды. Сулейман ибн ‘Абдульмалик сообщил, что это точно был саййидина Хизр, мир ему. Далее, шейху ар-Расули принадлежит важное уточнение, касающееся тех, кто стал вносить опасное новшество в религию Аллаха. Имеется в виду отрицание нахождения саййидины Хизра, мир ему, среди живых людей: «Знай, что о смерти святого Хизра стали писать после 400-го года Хиджры. Во времена, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада и их последователи, не говорилось и не упоминалось о смерти святого Хизра. Первыми заговорили о его смерти Ибрахим аль-Харби, Ибн аль-Хусайн аль-Мунавари, Ибн аль-Джаузи, а затем Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Кайим аль-Джаузийя. Мулла ‘Али аль-Кари в своём специальном послании возразил их речам. Ибн аль-Джаузи, ссылаясь на аль-Бухари и Мусу ар-Рида, сообщил, что святой Хизр, мир ему, умер. Но это утверждение нельзя принять за истину, потому что Ибн аль-Джаузи не привёл иснад (цепь передатчиков хадиса), и я не обнаружил этот хадис в сочинениях аль-Бухари». И он продолжает: «В молодости я слышал от некоторых ‘улемов, что Ибн аль-Джаузи сочинил книгу для опровержения суфизма. Шейх ‘Абдулькадыра аль-Джилани услышал об этом и сказал: «Ибн аль-Джаузи говорит подобное [в своей книге] по молодости и – даст Бог! – покается в этом». Впоследствии Ибн аль-Джаузи [действительно] покаялся и попросил прощения у шейха ‘Абдулькадыра аль-Джилани, да будет свята его могила, который принял его извинения – слава Аллаху за это! В комментариях мауляны ‘Абдульхакка ад-Дихляви к сочинению «Мишкават аль-Анвар» в главе, где излагается биография Ибн аль-Джаузи, сообщается, что последний покаялся. Также на отказ Ибн аль-Джаузи от своего первоначального мнения [что святой Хизр умер] указывают слова Имама аль-Йафиги, который сообщил, что Ибн аль-Джаузи сказал, что есть четыре сообщения, каждое из которых передано через надежную цепь передатчиков, где говорится о том, что святой Хизр, мир ему, жив. Первое сообщение восходит к словам ‘Али ибн Абу Талиба, да будет им доволен Аллах, который видел святого Хизра, мир ему, обнявшего стены Каабы. Святой Хизр произносил нижеследующую молитву: «О, Тот, Кого не утруждает слушание [мольбов и обращений]!». Это известная молитва. ‘Али, да будет доволен им Аллах, заговорил с ним и узнал, что тот – святой Хизр – мир ему. Второе сообщение восходит к словам Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что некий профессиональный рассказчик (рави) рассказывал, что святой Хизр и святой Ильяс в сезон Хаджа встречаются в Мекке каждый год, что они бреют друг другу головы, и что это от них идут следующие слова молитвы: «Во имя Аллаха! Как прекрасно всё устроил Аллах! Только Аллах дарует благое и доброе. Как прекрасно устроил всё Аллах! Только Аллах убережет от беды. Как прекрасно устроил всё Аллах! Все дары и блага – только от Аллаха. Нет мощи и силы, кроме как при содействии Аллаха». Третье сообщение восходит к словам аль-Ахида, да будет доволен им Всевышний Аллах, который сообщил, что он в день ‘Арафата встречается с ангелами Джибрилем, Микаилом, Исрафилом и святым Хизром, мир им. ‘Али упомянул, что они читают вышеприведенную молитву и вновь встречаются только через год. Четвертое сообщение приводится со слов святого Ильяса, который говорит, что пророки ‘Иса и Идрис, мир им, находятся на небе, а он (святой Ильяс) и святой Хизр, мир им, находятся на земле, и что все они живы ради всего в Исламе и благодаря милости и благословению Аллаха. Все эти четыре рассказа с их иснадами приведены в его книге «Myсир аль-Гарам». Имам аль-Йафиги, да будет свята его могила, в другой книге – «Рауда ар-Рияхайн» сообщил, что авторитетный факых Иззаддин ‘Абдуссалам вместе с семьюдесятью друзьями видел святого Хизра, мир ему».
|