Студопедия — Очерк истории индуизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Очерк истории индуизма






Основы и истоки индуистской традиции лежат в религиозных представлениях и верованиях кочевников ариев, вторгшихся в населенную дравидами Индию во втором тысячелетии до н.э.

Важнейшими божествами ведического периода являются Индра — громовержец и победитель сил хаоса, Сурья — Бог солнца, Агни — Бог огня, Варуна — устроитель вселенной, Сома — божество опьяняющих напитков («эликсир жизни»).

Индуизм — религия жертвоприношений и ритуалов, многие из которых длились по несколько недель. Божество в индуизме не умилостивляют, а подчиняют себе для исполнения желаний. Уже в эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуизма постепенно смещается от политеизма (многобожия) к доктрине единства атмана и Брахмана. Тогда же разрабатываются доктрины кармы, сансары и нирваны.

В практике ведической традиции большое внимание уделяется созерцанию и углубленному сосредоточению, чему в немалой степени помогает йога.

Однако постепенно зреет протест против дорогостоящей ритуальной практики жрецов-брахманов. В рамках такого своеобразного протеста формируются так называемые неортодоксальные религиозные учения (джайнизм, адживика, буддизм), где последнее превращается в Великую мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они фактически отрицают священный авторитет Вед и сакральность сословного деления общества, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения. Брахманизм, в свою очередь, не мог не реагировать на сложившуюся ситуацию, вследствие чего происходит отказ от практики кровавых жертвоприношений и провозглашается принцип ахимсы — ненасилия. Все большую роль в брах-манизме начинают играть идеи преданности Богу (бхакти) и познание высшей реальности через йогу. Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может весьма значительно варьировать. Главным и общим признаком всех направлений индуизма является признание безусловного религиозного авторитета Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.

На рубеже XIX-XX вв. в индуизме имела место широкая реформация. Ее представители (Вивекананда, Ауробиндо Гхош) стремились модернизировать индуизм и смягчить его социальную доктрину. Однако, в настоящее время в связи с экономическими и политическими трудностями, переживаемыми Индией, для индуизма характерно нарастание фундаменталистских тенденций.

Индийская философия является живой традицией. В новое и новейшее время ее продолжали развивать такие мыслители и всемирно известные деятели культуры, как Раммохан Рой, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Джидду Кришнамурти, Сарвепалли, Радхаккришнан, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор и другие. К индийской философии проявляли глубокий интерес такие мыслители и писатели, как Шопенгауэр, Ромен Роллан, Г. Гессе, Л. Толстой.

Даосизм

Это национальная религия Китая. Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как некий монолит, нечто единое и цельное. Однако, это не совсем так, особенно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай был разделен (начиная с середины 1-го тыс. до н.э.) на множество отдельных, враждовавших между собой царств, так и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, позднее лишь сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этнической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге (царство Чу) господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной — не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности. Так, в IV-III вв. до н.э. из стихии архаических культов и неупорядоченных религиозных и космологических представлений появляется даосизм, сразу же заговоривший о себе языком философии, переосмысленной в духе новой эпохи мифологического образа и странного парадокса.

Первым даосским мыслителем традиционно счита-' ется Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв. до н.э. и перед тем как уйти навсегда из Китая на Запад, оставивший у начальника пограничной заставы Инь Си изложение своего учения под названием «Дао-дэ цзин» (Канон Пути и Благодати). Однако, Лао-Цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его прозвание (Лао-цзы означает Престарелый Младенец) открыло широкие возможности для мифотворчества. Так, одна из легенд говорит, что он пробыл в утробе своей матери 81 год и родился уже мудрым старцем, за что и получил свое прозвище. На рубеже нашей эры Лао-цзы был обожествлен как воплощение первоначала мира — великого Дао-Пути, а его книга получила статус откровения. Оставляя открытым вопрос об историчности прототипа легендарного Престарелого Младенца, отметим только, что большинство ученых считает, что в любом случае он не мог быть автором «Дао-дэ цзина», который был написан не в VI-V, a в IV-III вв. до н.э.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия