Вступление.
При внимательном прочтении цикла книг о Гарри Поттере можно заметить, что некоторые из них более тесно связаны между собой. К примеру, первые книги являются более «детскими» и, в известной степени, вводными. В них читатели вместе с Гарри, в основном, узнают те трагические факты прошлого, которые произошли до рождения главного героя или вскоре после него. Да и заканчиваются они явным хэппи-эндом: грандиозным ужином по случаю окончания учебного года, где факультет Гриффиндор неизменно становится победителем.
Однако намечающийся переход от наивной детской сказочки уже отчётливо виден в финале УА, в котором Директор с трудом, но всё же разруливает ситуацию, способствуя предотвращению, казалось бы, неминуемой трагедии. И становится очевидно, что дальше все будет гораздо сложнее, во всех смыслах. Момент начала КО – действительно переломный, какая-то общая спираль первых трёх книг закончила своё раскручивание. Теперь начинается другая. Это видно по постепенному раскрытию своих карт Дамблдором – он всё меньше ассоциируется с Гэндальфом и все больше с одной из шахматных фигур в собственной Игре.
И действительно, в следующей паре книг (КО и ОФ) отправными точками сюжета служат уже не факты прошлого, а недавно произнесённое Сивиллой Трелони второе пророчество о Вол-де-Морте, которое определяет завязку и кульминацию КО – возвращение и последующее возрождение Темного Лорда. И сюжет ОФ становится логическим продолжением событий, произошедших на кладбище городка Литтл-Хэнглтон, и последовавшего за этим нежелания руководства Министерства Магии поверить в правоту Директора. Сюжетная линия выходит на качественно новый уровень. И поскольку главным назначением ПП являются раскрытие тайны «бессмертия» Тёмного Лорда и убийство Дамблдора, который неизбежно должен был исчезнуть из сюжета, складывается впечатление, что эта книга является началом последней пары, завершающей сагу целиком.
При этом, лишь только открыв и прочитав даже несколько первых страниц КО, легко понимаешь, что четвёртая книга не похожа на предыдущие три. Изменился стиль изложения, ушёл налёт безмятежности, присущий сказке. Более того, четвёртая, центральная книга цикла о Гарри Поттере носит наиболее детективный характер. Таинственные преступления, улики, расследования, неизвестный злодей, долго скрывающийся под личиной порядочного человека – все эти элементы детектива очень органично вошли в ткань сюжета КО, а затем, в той или иной степени, в последующие части поттерианы. Это заставляет соавторов сделать два вывода:
Первый. Если середина всей серии носит столь откровенно детективный характер, не стоит ли вообще посмотреть на всю сагу (как единое целое) с точки зрения детективного развития сюжета? Возможно, это поможет нам понять, что нас ждёт в финале.
Второй. В разрез с устоявшейся традицией написания детективов, согласно которой личность загадочного преступника и все главные тайны становятся известны лишь в самом конце книги, предлагаем рассмотреть наиболее интереснее факты четвёртого года обучения Гарри Поттера в хронологическом порядке. И начнём с событий, произошедших задолго до неожиданного появления пергамента с именем Гарри из Кубка Огня, чтобы не устраивать в финале пересказ всех ранее совершившихся закулисных действий с целью разъяснения многочисленных загадок.
Однако прежде хотелось бы выделить несколько важных моментов, которые соавторы посчитали уместным огласить в начале, чтобы тех читателей, которым нижеизложенные многочисленные факты и поступки покажутся странными, нереальными и несвойственными личности Директора, быстренько, по ссылочке, отправлять на перечитывание этих нескольких аксиоматичных положений, неизменно переходящих из книги в книгу:
1. Директор Хогвартса видит, знает, а самое главное, понимает гораздо больше, чем иные персонажи, и его поведение и реакция адекватны событиям, происходящим за стенами Хогвартса. Директор и его поведение меняются настолько, насколько меняется сама жизнь со всей её непредсказуемостью, пусть даже это изменение пока и не заметно другому глазу (даже волшебному).
2. Как следствие событий, произошедших в конце УА, БИ-4 приобретает совершенно иной характер, основанный на изменении её методов и не только с учётом взросления Гарри. Сигналом к этому послужило произнесение Сивиллой Трелони второго пророчества о Вол-де-Морте – о его скором возрождении. За шуткой о прибавке жалования прорицательнице скрывается кардинальный пересмотр методов обучения и воспитания Гарри Поттера. Директор предчувствует бурю и скорое начало крушения хрупкого мира в сообществе волшебников и адекватно реагирует уже сейчас, приводя в соответствие с этим свои цели и задачи.
3. Однако мотивы Дамблдора не являются низменными и своекорыстными, а методы не становятся однозначно авторитарными и тираническими. Но они, безусловно, стали жёстче и требовательней, как к окружающим, так и, в первую очередь, к самому себе. Дамблдор всё больше вынужден сам выходить на шахматную доску Большой Игры из-за набирающего силы и обретающего плоть противника. Закончится же этот выход величайшего волшебника впечатляющим полётом с башни Астрономии.
На ужесточение своей политики у Директора есть масса причин, часть из которых будет вскрыта в ОФ, но Дамблдор, в общем, принял моральный кодекс Ремуса Люпина, продиктованный ему лично (чуть ли не под запись) во время разговора тет – а – тет перед отъездом волчары. Методы Дамблдора должны стать жёстче (иная, более мягкая стратегия воспитания Гарри Поттера уже не годится для целей новой БИ), однако в то же время эти методы будут соответствовать принципам Люпина, причём не только в отношении самого Гарри, но и Грюма, и Сириуса, и даже Снейпа. То есть, с одной стороны, методы становятся более авторитарными и суровыми, но в тоже время, они становятся в большей степени морально чистыми и оправданными настолько, насколько это вообще возможно в этой ситуации.
Все дальнейшие события КО мы предлагаем рассматривать с учётом данных обстоятельств, в противном случае БИ-4 будет выглядеть несвязной и противоречивой, каковой она отнюдь не является.