Студопедия — ПОСЛЕСЛОВИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛЕСЛОВИЕ






 

Пространство и иронически-мемуарный жанр этой книги не дают мне возможности сказать отдельное спасибо и спеть отдельную песнь каждому актеру, каждому работнику съемочной группы, с которыми меня свело кино. Но надеюсь, от совместной работы, от нашего сотворчества им прибавилось тепла, добрых воспоминаний, а актерам — еще и зрительской любви. И это главнее всех строчек.

 

Я начинала писать эту книгу в прошлом веке. Она должна была закончиться премьерой картины «Хочу в тюрьму». Но… события наступали одно на другое, и книга все время откладывалась… а жизнь наполнялась…

За это время я сняла десять серий «Идеальной пары»…

И поскольку каждая серия — это отдельный фильм со своими героями, я расскажу о нем в следующей книге — в следующем столетии… Здесь лишь поблагодарю всех, кто участвовал в этом эксперименте — эксперименте на верность жанру, на верность себе, на выживание. Ведь сериал — это, как утверждает оператор Григорий Беленький, «прокладка для “прокладок”», а если хочешь подняться над «мылом» — положи на это жизнь. Или хотя бы полжизни и кошелек. Я положила — и то, и другое. И уж если такой придирчивый человек, как искусствовед Виталий Вульф, признался, что искал мой телефон, чтоб поздравить нас с удачей, значит, нам многое удалось.

 

Одно из открытий этого сериала — Людмила Максакова. Мы были давно знакомы. Но никогда не работали вместе.

Однажды в пору моей неустроенности она подарила мне прекрасный лайковый брючный костюм. О нем можно было бы снять отдельный фильм… Он выручал меня в ответственных ситуациях, потом съездил в Париж — на моей дочери, потом снялся в двух моих фильмах, потом… постарел, мы сшили из него чехол для киноштатива, и в таком виде он теперь служит моим студентам…

Был день рождения Любочки Гориной. Еще был жив Гриша… Ему было отпущено еще четыре с половиной месяца его яркой и такой неповторимой жизни… Было весело, легко и дружественно…

Люда поинтересовалась, что я собираюсь снимать. Я честно сообщила о своих десяти сериях и о том, что свободной осталась пока только роль старухи из десятой серии. Француженки русского происхождения лет восьмидесяти от роду…

— Это я! — сказала Люда и запела по-французски.

Я сопротивлялась, призывая моложавую, красивую Максакову посмотреть на себя критически:

— Ну какая из тебя старуха? Ты встань перед зеркалом!

Но Люда была неумолима:

— А Пиковая Дама?!

Ее уверенность поколебала мое сопротивление. Она пришла на пробы…

Дальше мы поискали грим-костюм, из елейно окающей бабульки сделали интеллигентную пожилую даму с грассирующим «р» — и Люда стала Пелагеей Ильиничной Тютчевой…

Она восхитила меня точностью и профессионализмом, организованностью и легкостью. Любовью к работе. Жизнерадостностью и человечностью. Умением дарить себя, умением дружить…

 

За это время я стала народной артисткой России, вернее — народным артистом. У меня красивый элегантный значок и красная книжечка, подтверждающая высокое звание. В Кремле при вручении, 11 апреля, я поблагодарила Президента, поблагодарила всех, кто работал со мной над моими фильмами, поблагодарила своих зрителей — поскольку делала и делаю свои фильмы для них.

 

…И ради этих благодарных глаз

на новый подвиг я идти готова,

и падать замертво, и подниматься снова,

и встречи с ними ждать, как в первый раз!

 

Это была моя вторая встреча с Президентом. И так же, как и на первой, я сказала: «Ну, вы же понимаете, Владимир Владимирович, что из всех искусств для нас главнейшим является…» — тут я сделала многозначительную паузу, давая возможность Президенту самому признаться в любви к кинематографу. И так же, как в первый раз, он легко, с улыбкой, ответил: «Кулинарное!» Только теперь серьезно добавил: «Я знаю, что наши режиссеры умные, талантливые и могут все. И я знаю, чего им не хватает».

 

За это время мои студенты (и не только мои) сняли на созданной мной студии «Позитив-фильм» семь документальных фильмов из цикла «Провинциальные музеи России». Это очень пристойно по качеству и очень духовно по контексту… Фильмы были успешно показаны по самому интеллигентному телевизионному каналу «Культура». Моя задача — сохранить и студию, и ребят. Я учу их жить и «уцелевать» в самой прекрасной и самой сложной профессии — режиссерской.

 

За это время я создала, и мы провели в Новгороде Великом два кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!»…

Главным открытием фестиваля стал губернатор Михаил Прусак — с абсолютным чувством юмора и абсолютно без охраны.

По тому как в начале наших отношений губернатор пытался отвернуться от фестиваля, а потом сказал: «Я этот фестиваль никому не отдам!» — думаю, что кое-что на фестивале получилось…

Там же я отметила свой юбилей. Получила много замечательных телеграмм — от Президента, министра культуры, от мосфильмовцев, от Досталя и Мамилова из «Моста», от папиного брата из Ростова:

«К общему хору поздравлений присоединяю и свой скромный голос! В наше удивительное криминально-демократическое время комедийный жанр особенно необходим людям. У тебя это получается. Желаю новых свершений на этом архисложном пути. Народный артист СССР, пенсионер Всея Руси и твой дядька Леня».

Мне написали стихи — посвящения — пародии мои прекрасноостроумные коллеги: Аркадий Инин, Валерий Лонской, Ира Саркисова, Владлен Давыдов, замминистра культуры Наталья Дементьева, Аркадий Арканов…

 

Рассказывать о юбилее — значит, никогда не закончить книгу… Ограничусь фотографиями и поздравлением Аркадия Арканова:

 

Сказал когда-то Ленин

Давным-давно:

Важнейшее искусство

Для нас — кино.

Проходили годы,

Пришел сороковой —

Дождались прихода

Сури-ко-вой!

Верещали критики —

Кто она?

На хрена в комедии

Жен-щи-на!

 

А Сурикова Алла

Комедии снимала,

Снимала и снимала,

Казалось, без труда.

Но Сурикова Алла

Одно кино снимала,

А больше не снимала

Никого и никогда.

 

Это все не шуточки,

Не пустяк…

Я не знаю, Аллочка,

Дальше как?…

 

А Сурикова знает —

Она кино снимает,

Снимает и снимает,

И пусть бегут года.

 

Но Алла дело знает,

Комедии снимает

И им не изменяет

Ни с кем и никогда…

 

День рожденья начался в Новгороде Великом и продолжался в Москве в «Детектив-клубе». На нем присутствовали мой первый муж Вадим со своей третьей женой Светой (он приехал специально из Нью-Йорка), с сыном от второго брака, дочкой от первого — то есть от меня, с внуком от всех браков, вместе взятых. Он подарил мне замечательный цифровой фотоаппарат. А третий муж, Алик, сам приехать не смог, но передал через первого красивое золотое колечко. Как прекрасно, что мои мужья оказались замечательными и дружелюбными людьми и что им нечего делить…

 

За это время моя дочь Кира стала печататься в красивых толстых глянцевых журналах. О ней стали говорить, ее стали читать. Я тоже с большим удивлением открыла для себя писателя Киру Сурикову. Журнал «Америка» в предисловии к ее рассказу назвал Киру основоположницей психологического реализма… Быть матерью «основоположницы» — это очень почетно!

 

А мои родители — ее бабушка и дедушка — стали называть свою внучку «Франсуазой Саган».

Когда-то они помогали мне растить «Франсуазу Саган»… Потом секретарствовали во многих моих делах: оплатить, договориться, узнать, перезаписать на видео…

Это из их поздравительной открытки ко дню рождения:

«К выполнению сложных творческих задач «самого важного из всех искусств» — будь готова! А мы всегда готовы (пока еще) в меру своих скромных возможностей оказывать тебе в этом содействие!»

Отец иногда в шутку спрашивает: «Ну вот что ты будешь делать, если я вдруг соберусь Туда?» — он показывает вверх, в неопределенность. Я теряюсь: пожалуйста, не делай этого! Без тебя я все перепутаю: и дела, и собственную жизнь…

 

И главное, я продолжаю заниматься любимым делом.

Снимать кино.

Режиссура — это исключение из правил. Это семь глаголов на — еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

Из них шесть одинаково относятся к режиссерам как мужескаго, так и женскаго полу. И лишь один ВЕРТЕТЬ — абсолютно женский глагол.

 

Сегодня у меня много новых идей…

Их хватило бы на целую вторую жизнь. Времени гораздо меньше.

Может быть, Ваня и Коля Суриковы, мальчишки моей дочери, подхватят?

Младший сын моей дочери — Коля, пяти лет, недавно решил, что будет режиссером:

— Режиссер сидит на стуле. Нога на ноге, качается и ничего не делает. А все вокруг него бегают, бегают и кланяются…

А Ваня, одиннадцати лет, добавил:

— Режиссер не должен учиться и зубрить таблицу умножения, потому что за него все должны делать другие. Он должен только уметь громко говорить «Мотор!», а потом «Стоп!»…

 

Ваня называет меня «Кузнечик». Наверно, он в чем-то прав и видит нечто такое, чего я про себя не знаю…

Да-да… каждый человек — КУЗНЕЧИК своего счастья…

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия