Студопедия — Глава 17. Когда мы яростно отстаиваем свое мнение — не важно, на чем оно основано, — то порождаем злобу, умножая тем самым насилие и боль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 17. Когда мы яростно отстаиваем свое мнение — не важно, на чем оно основано, — то порождаем злобу, умножая тем самым насилие и боль






Мнения

Когда мы яростно отстаиваем свое мнение — не важно, на чем оно основано, — то порождаем злобу, умножая тем самым насилие и боль. Практикуя ненасилие, мы сеем вокруг мир.

Обращайте внимание на свое мнение. В повседневной жизни, в отсутствие свободного времени для медитации это хорошая практика, одна из лучших. Во время сидячей медитации мы, помимо всего прочего, стараемся осознавать свои мысли, просто признавая факт мышления, не давая этому никаких оценок. Это и есть упражнение в ненасилии по отношению к себе. Кроме того, такой метод пробуждает разум: мы понимаем, что всего лишь думаем о чем-то, но к этому процессу не примешиваются ни страх, ни надежда, ни лесть, ни желание найти виноватых. Разумеется, в действительности — во время реальной медитации — все не так идеально. Часто — хотя бы на четверть секунды в час — возникают моменты, когда люди категоричны и считают все на свете однозначно хорошим или однозначно плохим.

Постепенно, после того как мы уделили некоторое время медитации и, сидя в одиночестве, следили за своим дыханием и мыслями, ум успокоится. Тогда мы начинаем замечать больше обычного, при этом сами можем этого и не осознавать. В медитации возникает много свободного пространства, и все, что появляется, видно с невероятной ясностью. Обнаруживается, что мысли сходят с конвейера нашего ума непрерывно, и все же иногда в этом внутреннем монологе возникают задержки и паузы. Мы наблюдаем свое отношение к происходящему, затем настраиваемся на свое поведение, смотрим на свои мысли и поступки.

Можно и в обычной жизни ловить себя за руку, когда мы выражаем определенное мнение относительно чего-либо так же, как делаем это во время медитации, если поток мышления снова прорывается в эфир. Это крайне полезная практика, ведь люди формируют мнение по самым разным вопросам и склонны принимать его за истину. Суждения наши, как правило, имеют порицающий или критический характер. Иногда они бывают позитивными. В любом случае мы постоянно даем происходящему какую-то оценку.

Но это только лишь отметки — ни больше и ни меньше. Начните наблюдать за ними, просто называйте их «оценками», так же как и мышление называете «мышлением». Такое несложное упражнение подводит нас к понятию «без эго», или безличности. На самом деле эго — всего лишь набор мнений и выводов, которые мы считаем истиной в последней инстанции. Попытайтесь на несколько секунд усомниться в их неопровержимости, просто признайте их наличие в своем уме, и вы сделаете первый шаг к безличности. Не нужно подавлять оценки и мнения, не нужно осуждать себя за них. Только наблюдайте, что именно вы себе говорите, и насколько все это совпадает с реальностью, взгляды на которую остальные люди вправе с вами не разделять.

Можно просто отбросить все эти суждения и обратиться к непосредственности своего опыта. Вернитесь в настоящий момент — присмотритесь к человеку, стоящему перед вами, к зубной щетке, к тому, чем вы заняты здесь и сейчас. Если нам удается признать, что мнение есть всего лишь мнение и никакая не истина, если мы возвращаемся к непосредственному опыту настоящего момента, то мир вокруг нас преображается и мы меняемся вместе с ним.

Говоря о необходимости замечать за собой оценочные суждения, я имею в виду простой способ начать обращать внимание на то, что мы думаем, и сколько энергии на это затрачивается. Так вы начнете понимать, что сами делаете свои убеждения бесспорными истинами, из-за которых готовы начать войну с кем угодно, лишь бы отстоять эту точку зрения.

Возьмем в качестве примера озоновый слой. Можно утверждать, что его утончение — научный факт, не просто мнение. Однако если мы в попытке предотвратить дальнейшее его разрушение начинаем гнуть свою линию против тех, кого считаем неправыми или виновными в этом, то ситуация никогда не изменится в лучшую сторону. Негатив порождает негатив. Иными словами, неважно, насколько благородны и обоснованы ваши доводы. Делу не поможешь, если в основе всего лежит агрессия по отношению к оппоненту. Ничего нельзя изменить с помощью злобы.

Вы, вероятно, скажете, что непротивление насилию тоже ничего не меняет. И все же мир от этого только выигрывает. На личном уровне причинами голода, страданий и жестокости является именно агрессия. Когда мы яростно отстаиваем свое мнение — не важно, на чем оно основано, — то порождаем злобу, умножая тем самым насилие и боль. Практикуя ненасилие, мы сеем вокруг мир. Чтобы прекратить войну, нужно перестать ненавидеть своего врага. Для начала следует осознать, что все наши представления о себе и других людях есть просто наш (и только наш) взгляд на реальность и что он не должен способствовать умножению негатива в планетарных масштабах.

Прежде всего, попробуйте увидеть разницу между мнениями и чистым разумом. Разум осознает, что мышление — это только поток мыслей, и он не дает никаких оценок. В контексте социума видно, что правительства, корпорации или отдельные личности своими действиями наносят урон людям и животным. Все это можно задокументировать. Мы видим, что страдание реально.

Люди сами должны отличать мнения от фактов. После этого можно смотреть на вещи глазами разума. И чем меньше слова и поступки отравлены ядом мнений, тем убедительнее и доходчивее они становятся. Так у нас появляется возможность достучаться не только до тех, кто загрязняет реки, но и до тех, кто оказывает давление на нарушителей чистоты.

Будда учил, что важно видеть в страдании именно страдание. Мы делаем нечто важное, когда сознательно не идем на поводу у своих мнений и не укрепляем образ врага. Если нам удается сдержать гнев, то природа боли открывается с большей ясностью. Только так и можно прекратить мучения.

Все это требует колоссального терпения. Важно помнить, что даже в случае невозможности решить некий важный вопрос путем его реформирования, мы умножаем мир на Земле, если занимаемся этим без агрессии. Нужно стараться изо всех сил, но вместе с этим отказаться от любой надежды на процветание. Дон Хуан дал очень дельный совет Карлосу Кастанеде: что бы ты ни делал, делай это как единственно важную вещь в твоей жизни, но помни при этом, что она не имеет никакого значения. С таким отношением мы начинаем больше ценить и меньше распыляться, всем сердцем участвуя в том, что делаем. С другой стороны, каждый день — новый день. Мы не думаем о будущем. Да, мы двигаемся в определенном направлении, стремимся уменьшить страдание, и надо осознавать, что поддержание ясности и открытости рассудка и сердца — это уже полдела, вполне существенная помощь. В моменты, когда в силу обстоятельств нам хочется закрыть глаза и заткнуть уши, когда другой человек кажется нам врагом, — лучшей практикой будет как раз социальное действие. Пожалуй, нет ничего сложнее, чем продолжать говорить и действовать без злобы. Для начала начните обращать внимание на свои мнения и оценки.

Нет ни одного человека на этой планете — будь то жертва или агрессор, — у которого не было бы всего, что нужно для пробуждения. Мы все нуждаемся в поддержке, чтобы постоянно осознавать свои действия и мысли. Наблюдайте за своим мнением. Обращайте внимание, если начинаете агрессивно выражать свои суждения. Замечайте, если воспринимаете их неагрессивно. Вы ощутите свежесть жизни, если разовьете в себе безоценочный, наблюдательный ум. Так происходит полное избавление от страданий. В конце концов, никогда не сдавайтесь, не оставляйте самого себя. Тогда вы не бросите никого другого. Делайте всем сердцем то, что необходимо для пробуждения чистого разума, но делайте это каждый день, каждый миг. Так мы приносим благо этому миру.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 290. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия