Студопедия — Сценарно-режиссерские особенности построения массового праздника.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сценарно-режиссерские особенности построения массового праздника.






Массовый праздник как особый вид социально-культур­ной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются тор­жество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал.

Торжество отлича­ется публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и де­монстрациях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально.

Обряды — совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или* бытовыми традициями. Они представляют собой социально-культурные действия людей, которые вызывает праздничная ситуация. Именно праздничная ситуация рождает обряд как форму массового праздника. Специ­фика этой формы состоит в том, что обряд — персонифицирован­ный личностный праздник.

Ритуал (церемония, церемониал) — официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий. Он представляет собой тип социального действия, порой выходящего за рамки праздника и обряда. Другими словами, ритуал можно опреде­лить как внешние формы, соблюдаемые в торжествах, или тор­жество по заранее установленному плану, или обряд по установленным правилам. При анализе ритуалов можно прийти к выводу, что в жизни чаще всего ритуализируются наиболее нап­ряженные моменты жизни общества, коллектива и личности не­зависимо от того, какого рода события включают они в себя.

Ритуалом можно также считать раз и навсегда установивше­еся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ри­туал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплочен­ность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.

Ритуальным моментом в советском массовом празднике яв­ляется, например, вынос красных знамен революционной, боевой и трудовой славы нашего народа или данной конкретной соци­альной общности людей, города или села, определенного коллек­тива. Ритуал этот подчеркивает уважение советских людей к красному знамени.

Ритуализации подвержены и многие другие моменты жизни людей: нельзя считать ритуал только лишь праздничным явле­нием.

По отношению к обряду ритуал выступает как способ закреп­ления обрядового действия. Из всех других проявлений праздни­ка, кроме обрядов, чаще всего подвергается ритуализации тор­жество. Как правило, ритуальный момент содержится в празд­нике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.

Праздник нельзя отождествлять также с карнавалом как действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народ­ное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное ми­роощущение. Однако возможно и выделить карнавал или всеобъ­емлющее публичное народное веселье как особый тип празднич­ного действия. Анализируя римский карнавал, Гете выделял в нем всенародный характер, отмену иерархических граней, пол­ное освобождение от жизненной серьезности.

Умелый подбор выразительных средств, ор­ганическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

Основные этапы работы над сценарием театрали­зованного массового действа начинаются обычно с опреде­ления темы и идеи будущего сценария.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещен­ных сценаристом и режиссером.

Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оцен­ка изображаемых событий.

Далее - поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требо­вание. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет.

Тема должна иметь строгую логичность построения. Каж­дый эпизод

сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Должно быть нарастание действия – от экспозиции-завязки действие

должно развиваться по нарастающей линии, к кульми­нации и развязке.

Каждый эпизод должен быть закончен. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обла­дает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные мо­менты, законченную композицию.

Должна быть контрастность построения. Это требование спе­цифично для композиции массового театрализованного действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не долж­но допускать злоупотребления той или иной краской, однообра­зия, монотонности.

В новой композиции важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного из них к другому.

16. Понятие «стистема Станиславского», ее основные принципы и значение для режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Система Станиславского – практическое учение о законах сценического творчества актера. Искусство оперирует образами. Например, система Д.И. Менделеева необходима, чтобы химики могли понимать друг друга. Необходима в режиссуре и система Станиславского.

Система К.С. Станиславского – это практическое учение об органических, природных законах творчества, целью которого – помочь художнику воплотить на сцене жизнь человеческого духа роли, личные художественно-правдивые образы и органично подвести актера – творца к органичному существованию на сцене. Суть учения: через сознательную технику – подсознательное творчество актерской органической природы.

Учение состоит из трех частей:

1. - есть теория о развитии внутренних элементов, необходимых для

творчества: «Работа актера над собой в творческом процессе переживания».

2. – теория о работе над физическим аппаратом: «Работа актера над собой

в творческом процессе воплощения».

3. – теория о процессе работы актера над ролью.

Основные принципы системы К.С. Станиславского:

1. основной принцип реалистического искусства – жизненная правда.

Путь к истинной театральности – живой, естественной, органической.

2. учение о сверхзадаче. Сверхзадача – то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится в конечном счете. Учение о сверхзадаче – требование от актера высокой идейности творчества и идейной активности.

3. принцип активности и действия. Нельзя играть образы и страсти, надо действовать в образах и страстях роли.

4. ничего искусственного, ничего механического в творчестве актера не должно быть, все должно подчиняться в нем требованию органичности.

5. принцип перевоплощения. «Не себя в образе должен любить актер, а образ в себе…. Не для того он должен выходить на сцену, чтобы демонстрировать самого себя, а для того, чтобы раскрывать перед зрителями создаваемый им образ» - говорил Станиславский. «Актер должен всегда обладать подсознательным ощущением границы между собой и образом».

Формула Станиславского – ставить самого себя в предлагаемые обстоятельства роли и идти в работе над ролью «от себя». То есть стать другим, оставаясь самим собой.

Уверенность вместе с легкостью, подвижностью и свободой мышц создают совершенно исключительную пластику.

На сцене правда – то, чего нет в действительности, но могло бы случиться.

Чем реальнее внешняя обстановка на сцене, тем ближе к органической природе переживание роли артистом.

Станиславский считал, что основным материалом в актерском искусстве является действие, которое составляет специфическую особенность актерского искусства.

Для действия характерны два признака:

1. волевое начало;

2. наличие цели.

Глаголы, обозначающие акты человеческого поведения, в которых

присутствуют волевое начало и определяется цель, являются глаголами, обозначающими действие (просить, упрекать, прогонять, приглашать). Глаголы, обозначающие акты, в которых указанные признаки (воля, цель) отсутствуют, явялются глаголами, обозначающими чувства (жалеть, любить, презирать) и не могут служить для обозначения творческих намерений актера.

Существуют два положения:

1. на сцене смотреть – это значит видеть;

2. на сцене слушать – это значит слышать.

Элементы Системы Станиславского: действие, предлагаемые

обстоятельства, чувство веры и правды и т.д.

 

17. Действие – основа сценического существования. Основные признаки и виды действия.

Драматическое действие отражает действительность в процессе и в формах

её движения, развития и деятельности (речи в том числе).

Чтобы начать действовать, достаточно этого захотеть (Я хочу убеждать и убеждаю).

Действие бывает:

1. сценическое – психофизический процесс, направленный на достижение

какой-то определенной цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Определяется глаголами (шутит, красит, иронизирует, сравнивает и т.п.) и отвечает на вопрос «Что происходит?». Два основных признака сценического действия: волевое начало, наличие цели;

2. волевое – сознательный поступок, совершенный на основе обдуманного

намерения и по определенному плану;

3. физическое – внешняя форма проявления внутреннего психического

состояния. Действие, целью которого является внесение того или иного изменения в окружающего человека материальную среду, либо в тот или иной предмет, в ходе осуществления которого от героя требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии: копать, грести, одеваться, обнимать, догонять;

4. психическое – его целью является воздействие героя на психику (чувства,

сознание, волю) партнера по общению, где объектом воздействия может быть как сознание другого человека, так и собственное (шутить, хвалить, бранить, иронизировать). Психические действия делятся на внешние и внутренние. Внешние – направлены на внешний объект, на партнера, на его сознание с целью изменить его. Внутренние – направлены на свое собственное сознание (взвинтить себя, подавить излишнюю нервозность…);

5. словесное – высшая форма сценического действия, сценического общения.

Слово – выразитель мысли, самое эффективное средство воздействия на сознание собеседника, партнера.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия