Тема лекции №10: Политическая культура и политическое сознание.1 Понятие политической культуры. 2Сущность и структура политического сознания. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в современной отечественной и западной научной литературе исследованию политической культуры отведено большое место. Термин "политическая культура" впервые введен в научный обиход в работах американских ученых Г. Алмонда, Х. Хаера и С. Вербы в 50-х годах прошлого века. Политическая культура в этих работах понималась как часть политической системы общества, представленной в знаниях, мнениях, позициях, чувствах и оценках людей. В дальнейших исследованиях данного феномена понимание политической культуры расширялось и уточнялось: некоторые авторы делали акцент на моделях, образцах поведения, отношениях между субъектами политики, другие - на моральные и психологические факторы субъектов политического процесса и т.д. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общей культуры данного общества, связанной с общенациональной культурой. Конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, способствующего социализации каждого из индивидов. Категория политической культуры позволяет правильно понять, как в похожих политических системах существуют различные политические отношения и действия людей. В зарубежной и российской политической науке нет единого определения политической культуры. В энциклопедическом словаре "Политология" (Москва, 1993) дано определение: "политическая культура - исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики; их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения как в сфере международных отношений, так и внутренней политики". Политическая культура охватывает также политические идеи, ценности, действующие политические институты, политические нормы. Идеи политической культуры возникли уже в древности. В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости, Платон и Аристотель связывали политическую культуру непосредственно с политической организацией полиса. Человек, согласно Аристотелю, - политическое (общественное) существо. Нормативную концепцию культуры создал немецкий философ С. Пуффендорф (1632-1694), впервые употребивший термин "культура" в его современном значении. Человек, по его мнению, есть единство политической и нравственной сути. Европейские мыслители 17-18 веков продолжили античную традицию, включающую политику в сферу культуры. Ж.-Ж. Руссо культуру и политику рассматривает раздельно, но признает их взаимосвязь. Руссо выделяет в особую группу законы, регулирующие политическое функционирование общества, нравы, обычаи, общественное мнение, определяя их как одну из сфер культуры. Новой вехой в развитии политической культуры стал XIX век. Возникают идеи, теории, формы политического поведения граждан, политические структуры, политические институты. Идеологами новых политических теорий были: А. де Токвиль (1805-1859), К. Маркс (1818-1883), М. Вебер (1864-1920), Г. Моска (1858-1941). А. де Токвиль выделял два преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. В интересах предотвращения деспотизма люди должны сознательно культивировать искусство добровольной политики и социальной кооперации, создавать свободные учреждения местного самоуправления, а также добровольные политические и гражданские ассоциации. С их помощью люди могут непосредственно участвовать в управлении обществом, генерировать политическую культуру, гражданский дух. Для создателей современной концепции политической культуры наибольшее методологическое значение имели идеи К. Маркса и М. Вебера. Маркс был родоначальником системно-структурного подхода в социологии и политологии. Взаимодействие социально-экономических и политических структур общества ведет к его изменению и развитию независимо от сознания, воли и стремлений людей. Вебер считает, что политическое поведение, политическая культура людей определяется не столько экономическим, классовым положением индивидов, сколько их приверженностью различным представлениям о религиозных, этнических и других общественных ценностях, а также индивидуальными интересами и настроениями. В современных теориях политической культуры наиболее полно представлены системно-структурный и ценностно-нормативный методологические подходы к исследованию политической культуры. Политическая культура современной России. Культурно-исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к какому-то одному типу весьма затруднительно. Тем не менее, в политической культуре России можно выделить несколько определенных доминант. Одной из таких доминант является подданническая политическая культура, которая характеризуется односторонней зависимостью индивида от власти. Основы подданнической политической культуры были заложены под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения христианства. Православие идеологически закрепляло подданнические ценности. Доминирование подданнической политической культуры было обусловлено концентрацией политического господства в центре власти. На протяжении столетий центром власти был монарх, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходится лишь выполнять его предписания. Симбиоз подданнической и патриархальной культур породил авторитарно-патриархальную политическую культуру. Ценностями доминирующей политической культуры России остаются коллективизм, соборность, взаимопомощь, социальное равенство. В то же время в России существует и субкультура, базирующаяся на ценностях свободы. Так, например, именно на базе "вольнолюбия" сформировался крупный социально-культурный слой - русское казачество, со своей самобытной субкультурой, в которой ценности свободы тесно переплетаются с ценностями корпоративизма и демократии (казачье самоуправление). Социальное многообразие, классовая дифференциация обусловливают фрагментарный характер российской политической культуры. А наличие противоположных интересов у социальных групп обусловливает ее конфликтный характер. Все эти черты воспроизводились и в подданнической культуре советского типа. В 90-е годы XX в. в результате разгосударствления и приватизации сложился класс собственников, который, являясь правящим классом, стремится внедрить в общественное сознание и политическую практику ценности либерализма: свободу, частную собственность, индивидуализм, конкуренцию и т.д. Вместе с тем, как показывает практика, изменение типа политической культуры в российском обществе происходит крайне медленно. Продолжает доминировать подданническая культура с ценностями авторитаризма, корпоративизма и фрагментарности. Сохраняются патерналистские ожидания (объективно понятные) и персонифицированное восприятие власти, поиск "спасителя отечества", способного вывести страну из кризиса. В современной России имеет место глубокий конфликт между базовыми ценностями политической элиты и ценностями большинства граждан. Тема 11. Политическая элита и политическое лидерство. План:1. Понятие политической элиты. Классические теории элиты 2. Классификация политической элиты. Элиты и лидеры как субъекты политики 3. Теории политического лидерства 4. Типология политического лидерства. 5. Институт политического лидерства и политическая элита в современном Казахстане Политической элитой является правящий слой общества, обладающий властью, авторитетом, богатством. Люди, входящие в элиту, занимают руководящие посты в государстве, политических партиях, общественных организациях. Политическая элита вырабатывает и осуществляет стратегию общественного развития, определяет основные параметры внутренней и внешней политики государства. Термин «элита» в переводе с латинского языка означает «лучший, избранный». Элита должна формироваться, таким образом, из лучших в профессиональном и нравственном отношении представителей народа. Состав политической элиты должен постоянно пополняться и обновляться за счет людей из разных слоев общества, проявивших определенные организаторские способности, глубокие знания, профессионализм, высокие нравственные качества. В структуру правящей элиты входят политическая, экономическая, административная, полицейская, духовная элиты. Политическая элита контролирует в своих руках государственную власть. В нее входят высшие государственные чиновники — Руководители исполнительных, законодательных и судебных органов власти, дипломатический корпус, министры, руководители политических партий. Это высший состав политической элиты. Административная элита — это высший слой государственных служащих министерств, ведомств и других органов государственного управления. Экономическая элита—это часть правящей элиты, владеющая материальными и финансовыми ресурсами страны: собственники отраслей промышленности, банкиры. Военно-полицейская элита состоит из руководителей министерств обороны, внутренних дел, государственной безопасности, различных спецслужб. Культурно-идеологическая, духовная элита включает руководителей и видных деятелей средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, деятелей искусства, писателей, священнослужителей. Для возникновения политических элит существуют определенные объективные предпосылки. Организационными факторами, определяющими появление политических элит, является создание государства и его аппарата власти. Общесоциальными причинами возникновения политических элит являются разделение общественного труда и различный социальный статус отдельных групп населенияВ любом обществе в той или иной мере существуют неравенство среди его членов. Люди имеют от природы разные умственные и физические способности, различное социальное положение, отношение к средствам производства, к собственности. Политическая элита выполняет несколько основных функций: 1) стратегическая функция заключается в разработке общенациональной программы действий по совершенствованию и развитию политического и экономического строя общества; 2) организаторская функция предусматривает практическую реализацию, воплощение в жизнь выдвинутых стратегических решений; 3) интегративная функция заключается в достижении единства и стабильности политической и экономической системы общества. Идеологами первой модели теории являются Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс. Они солидарно рассматривают элиты как сплоченные группы, обладающие исключительными, прежде всего, политическими качествами и утверждающие свое превосходство над обществом. В 40 - 50-х годах XX века американские политологи Д.Берхайли, Д.Гибрайт и Д.Бен разработали новую технократическую концепцию элиты. Соглашаясь с ранними теориями элит, авторы новой концепции утверждали, что власть в современном обществе перешла от предпринимателей к слою организаторов производства — менеджеров. Политическое господство правящей элиты основано теперь не только на собственности или возможности распределения ресурсов, а на высоком уровне образованности, профессиональной компетентности. Американский политолог Р.Милс, французские политологи| Р.Шварценберг и П.Бирнбаум на основании многих исследований сделали вывод о том, что главным элитообразующим признаком является не высокий интеллект, знания и навыки управления,а обладание руководящими позициями в важнейших сферах общества. В первую очередь они имеют в виду политическую, экономическую и военную сферы. Те, кто руководит ими и составляют реальную силу власти. Социологи установили, что в любых социальных группах, коллективах, как правило, возникает распределение власти между ее членами. Социальная группа распадается на лидеров и рядовых членов. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Лидер — это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности для достижения групповых целей. С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Под лидерством понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых, которое связано с активным и действенным влиянием на людей, управление ими. Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Понятие «политическое лидерство» фиксирует в теоретической форме специфический аспект деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики. Но чаще всего в политологии политическим лидером именуют личность, оказывающую постоянное и решающее воздействие на организацию, государство, общество в целом. Человек становится лидером благодаря таким чертам характера, как ум, энергия, воля, храбрость. Выделяются такие качества, как инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность, фотогеничность и т. д. Лидерство в человеческом обществе имеет очень широкие основы. Очевидно, что явление лидерства основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним, прежде всего, относятся потребности в самоорганизации, упорядочении отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизнеспособности. По вопросу истоков и причин возникновения политического лидерства в политологии существует несколько различных подходов.. Психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Основатель этого подхода З.Фрейд и его сторонники исходят из признания огромного значения в жизни людей «бессознательного», т.е. того, что находится за пределами рационального мышления и воли. Системно-функциональный подход связывает причины возникновения политического лидерства с социальными потребностями общества. Необходимость лидерства объясняется объективной потребностью политического сообщества в целом или его отдельных частей (политических групп, объединений) в сознательном саморегулировании и саморазвитии. Важной функцией политического лидера являются интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, Отечеству. Важной функцией лидера являются нахождение и принятие оптимальных политических решений. Лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Лидерам присущи и функция социального арбитража и патронажа, защиты масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержания порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Политический лидер, являясь высшим представителем политической элиты, выполняет также и функцию сплочения правящей элиты, укрепления ее внутренней целостности, повышения конкурентной способности в отношении с другими, оппозиционными группировками. В современной политологической литературе сложились многообразные типологии политического лидерства, оценки личностных свойств и качеств, анализ функций, стилей поведения лидеров. Большинство из них опираются на типологию политического господства (авторитета), разработанную немецким политологом М.Вебером. В ее основе лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или- иного политика лидером и следовать за ним. Исходя из типов господства, исследователи соответственно выделили три типа лидерства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое. Традиционное лидерство опирается на силу обычаев и традиций. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерства в большей мере присущ доиндустриальному обществу. Легально-рациональное лидерство — право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе формальных узаконенных процедур. Это, по сути дела, — бюрократическое лидерство. Харизматическое лидерство основано на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности. Понятие «харизма» означает «божья благодать» или «божий дар». Данный термин применяется к индивидам, которые выделяются из среды обыкновенных людей и считаются наделенными сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером. В зависимости от стиля управления различают авторитарный и демократический типы лидеров. Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Его идеал — полное единоначалие. Связи между членами группы при таком лидере сведены на нет или же проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие «железная требовательность», угроза наказания. Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности групп, не концентрируют ответственность в своих руках, а стараются распределить ее среди членов группы. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества. По содержанию деятельности выделяют следующие типы в виде образов моделей. Лидер-«знаменосец» — крупный стратег. Человек с сильной волей и собственным видением действительности. Он сам формулирует политическую программу и реализует свои идеалы и цели. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния. Лидер-«служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера-«знаменосца», он не сам формирует задачи в соответствии с собственным видением политической реальности, а именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые становятся для лидера-«служителя» центральными. Лидер-«торговец» как бы продает избирателям свои идеи-программы, планы в обмен на их поддержку. Лидер-«пожарный» действует в кризисных ситуациях, занимается тушением пожаров. Ключевые слова:лидер, элита, харизма, рекритирование, система гильдий, антерпренерская система, лидерство, абсентеизм, референдум, плебесцит. Тема лекции №12: Политические технологии. 1Понятие политических технологии 2 Типы политических технологии Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей. Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе. Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач. Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения. Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей. Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия. Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом. Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения. Формы политических технологий В целом политические технологии выступают в двух формах:
Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Виды политических технологий Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения. Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”. Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции. В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”). Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание. По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”. Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности. В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”. Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть. Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:
Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, “лингвистические ловушки” – это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. “Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше. Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию. Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.
Тема13. Мировая политика и международные отношения. План:1. Понятие мировой политики 2. Система международных отношений как совокупность политических, экономических и иных связей между субъектами международных отношений 3. Типы и виды международных отношений. Геополитика
Немаловажное место в мире политического занимает сфера народных отношений или система отношений между различными государствами, составляющими в наши дни в совокупности мировое сообщество. Часто эта сфера рассматривается как самостоятельный раздел по литологии. В целом соглашаясь с этим, нужно иметь в виду, что проблемы мирового сообщества и международных отношений составляют предмет исследования нескольких научных дисциплин: истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, философии. Например, значительный вклад в изучение системы международных отношений внесла историческая наука. Объектами ее исследования являются история внешней политики национальных государств, история дипломатии с древнейших времен до наших дней, история международных отношений как единой системы и т.д. Государство, как говорилось в предыдущих главах, представляет собой центральный, осевой элемент политической системы и в этом качестве является важнейшим объектом исследования политологии. Поэтому именно последней принадлежит главная роль в теоретическом и эмпирическом изучении системы международных отношений, разработке основных категорий и понятий законов международной жизни. Государство - субъект политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как носитель государственного суверенитета на международное арене, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Политология призвана проанализировать основные параметры и критерии определения международных отношений как единой системы со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Можно сказать, что система международных отношений - это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д. Немаловажное место занимают также группы государств, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Организация Американских государств (ОАГ), Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация "Исламская конференция" (ОИК) и др. Следует отметить, что число таких организаций постоянно растет, а функции существующих организаций расширяются Ключевые слова:глобализм, терроризм, геополитика, демократия, суверенитет, неправительственные организации, правительственные организации, международная политика, международные отношения. Тема 14. Глобальные проблемы современности. 1.Понятие глобальных проблем 2.РК в системе глобальных проблем 3.Понятие политического прогнозирования. Политическое прогнозирование. Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX в. столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человек. Но и их разрешение не* возможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран и народов мира. Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими, политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т, д. Они все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики. В определенной степени можно даже говорить о том, что глобалистика становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов, движений. Использование глобальных проблем идеологами различных политических сил в своей общественной деятельности знаменует собой попытку придать своим идейно-политическим установкам наибольшую привлекательность для привлечения большего числа сторонников. Вместе с тем следует отметить, что при рассмотрении сущности глобальных проблем ни в коем случае нельзя говорить об идейнополитическом единстве различных доктрин даже в рамках одного государства. Множество политических партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении этих проблем, разрабатывая свои политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем. Несмотря на то, что глобальные проблемы волнуют все человечество, все озабочены необходимостью их решения. Следует отметить, что вопрос о путях и средствах их решения вызывает столкновение различных политических и идеологических интересов. Поэтому понятно, что в обсуждение проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., включаются не только профессиональные политики, но и церковные деятели, представители различных неправительственных организаций. По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но, признавая важность естественно- природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально - политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание п
|