Студопедия — Искусство Беларуси первой половины 20 в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Беларуси первой половины 20 в.






На период конца 1910-начало 1920-х гг. в истории Беларуси припало две революции 1917 г., немецкая оккупация 1918 г., гражданская война и разруха 1918-1921 гг., образование БНР, Лит-Бел, Советской Беларуси, раздел Беларуси на Советскую и Польскую части. Этот период стал очень сложным временем для развития искусства Беларуси. Оно в основном развивалось в больших городах, которые незатронули военные действия – Витебске, Бобруйске, Гомеле, частично в Минске, Смоленске и Велиже. По своему характеру это было в большинстве своём агитационно-массовое искусство, направленное на утверждение социалистических идей, призывало к борьбе за установление советской власти. Это были плакаты, декоративные панно, лозунги, росписи на стенах и трибунах.

Наиболее ярко особенности развития советского, в том числе и белорусского искусства 1917-1930-х гг. отразила культурная и многоплановая жизнь Витебска. Город избежал военных действий, поэтому в нём сохранились предыдущие культурные традиции и среда. Тут ещё в конце 19 в. была открыта мастерская Ю.Пэна, которую закончили М.Шагал, З.Азгур и мн. др. Именно усилиями М.Шагала в Витебске в 1918 г. было открыто Народное художественное училище, преподавателями в котором работали многие известные художники, такие как М.Добужинский, К.Малевич и др. В 1920-21 гг. училище было преобразовано в Государственные художественные мастерские, которые позже стали называть Высшие государственные художественно-технические мастерские. На их основе был открыт Государственный художественно-практический институт, просуществовавший до 1923 г., когда на его базе открыли Витебский художественный техникум – единственное художественное учебное заведение в Беларуси довоенного периода.

Среди художников работавших в это время выделяется К.Малевич – один из основателей абстрактного искусства, лидер такого его направления как супрематизм. Свои взгляды он изложил в нескольких книгах, которые были изданы в Витебске – «Супрематизм» (1920) и др. Последователем принципов К.Малевича был М.Суэтин. Оба художника оставили заметный след в истории искуства Витебска, раскрашивая в 1919 – 1920 гг. стены этого города огромными супрематическими композициями.

Важный след оставил Витебск в жизни авангардист и примитивист М.Шагал, многие сюжеты картин которого были навеяны воспоминаниями о старом дореволюционном Витебске – «Над Витебском», «Улица в Витебске», «Витебский проповедник», «Автопортрет перед мольбертом», «Портрет брата Давида с мандолиной» (все – до 1914), «Прогулка» (1917-1918) и др.

В 1920-1930-е гг. центральное место в живописи занимали исторический и бытовой жанр, которые официально признавались ведущими, способными полноценно отразить революционное прошлое и пафос установления современной мирной жизни. К бытовому жанру обращается Ю.Пэн – «Швея», «Сапожник-комсомолец» (обе - 1925).

Значительное место в белорусской культуре междувоенного периода оставил Михаил Матвеевич Филиппович (1896-1947). Он едва ли не первым из отечественных художников обратился к национальным темам, отразил широкую понараму жизни деревни, традиционный её уклад, быт, обряды – «Сказачный сюжет» (1921-22), «Хоровод» (1921-22), «На Купалье» (1920-е), «Народное гуляние» (1921), «Весенний праздник» (1922) и др.

В 1920-х гг. начинается творчество Валентина Викторовича Волкова (1881-1964). Наиболее значительными его работами стали композиции исторического и бытового содержания – «Кастусь Калиновский», «Баррикады» (обе – 1923), «Молотобоец» (1926), «Плотогоны» (1927), «Передача опыта» (1937).

Популярными были бытовой жанр и композиции репортажного жанра, крупным представителем которого был Михаил Петрович Станюта (1881-1974) – «Стеклозавод» (1924), «Бетонщики» (1927), «Строительство университетского городка» (1928), «На стройке» (1928) и др.

Наиболее значительным представителем белорусского живописного жанра междувоенного периода является Владимир Николаевич Кудревич (1884-1957) – «Вечер», «Утро весны» (обе - 1924). Кудревич писал не только лирические произведения, но и гармонично включал признаки новой жизни – «Углубление реки Арессы» (1932), «Паром на Двине» (1934), «Баржи на Соже» (1937), «Электростанция на Двине» (1939), «БелДРЭС» (1940).

В искусстве Западной Белоруси, входившей в 1921-1939 гг. в состав Польши, наиболее заметный след оставили художники П.Сергиевич, Я.Дроздович, М.Севрук. Важную роль в формировании художников в этой части Беларуси отыгрывал художественный факультет Виленского университета, в котором работал Ф.Рущиц.

Пётр Александрович Сергиевич (1900-84) создаёт несколько картин на темы истории Беларуси, в которых представляет знаковых сильных личностей – «Всеслав Полоцкий» (1931-32), «Калиновский среди повстанцев» (1935). Мужественных нескорившихся людей он отражает и в своих жанровых работах, что было весьма показательно для людей жившихв условиях национального и религиозного давления в условиях буржуазной Польши – «Пахарь» (1935), «Борьба с бурей. Гребец» (1940), «Дорогой жизни» (1934).

Михаил Константинович Севрук (1905-1979) писал в основном жанровые полотна, портреты и пейзажи. В работах «В поле» (1930), «На уборке свеклы» (1936), «Жатва» (1937), «У колодца», «Стрижка овец» (обе – 1939) он отражает незамысловатые эпизоды из жизни крестьян, но каждый из них приобретает более широкий смысл чем просто жанровая сцена, превращается в рассказ о высокородном труде.

Неутомимым собирателем и популяризатором отечественной культуры, преданным идеям национального возрождения был Язэп Нарцизович Драздович (1888-1954). Он писал станковые картины, зарисовки исторических мест и виды городов, портреты, деревенские пейзажи, создаёт рисунки для журналов и даже рисованные ковры. Отдельный раздел его работ – фантастические космические пейзажи и темы – «Тривеж» (1933), «Встреча весны на Сатурне» (1932), «Фантастический пейзаж» (1935), «Космос» (1940) и др. В 1940-е гг. он обращается к историческим темам – «Франциск Скорина. Прощание с родным Полоцком, или в свет за наукой», «Из света с наукой», «Типография Франциска Скорины в Вилне в 1525 году», «Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя», «Погоня Ярилы» и мн. др.

Среди скульпторов Беларуси 1920-1930-х гг. выделятся несколько наиболее ярких имён, творчество которых продолжилось и в послевоенное время – А.Грубе («Лирник»,1925 г., «Раб» 1928 г., «Тачечник. Труд» 1928 г. и др.), А.Бембель (рельефы в Доме правительства в Минске, 1936 г.), З.Азгур (скульптурные портреты) и др.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия