Студопедия — Очерк историографии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Очерк историографии






Истории русского флота посвящено довольно значительное количество трудов. Однако, большая их часть рассматривает его становление лишь со времен Петра I, в свете чего для разработки данной темы особое значение приобретают работы, посвященные именно раннему этапу развития флота в России.

Небольшая по объему статья Г.И. Анохина «И принудил греков платить дань…», опубликованная в журнале «Родина», посвящена тайным речным маршрутам росов, позволявших им совершать опустошительные набеги и в Черном, и в Каспийском морях, захватывать добычу у иных народов - в Дербенте (Дагестан), на берегах Табаристана (Персия)[5]. Значительный интерес представляет карта этих маршрутов, созданная автором на основании многолетних личных изысканий по этому вопросу.

В I томе труда «История культуры Древней Руси», созданного целым коллективом авторов, который охватывает период до монгольского нашествия, одна из глав, написанная Н.Н.Ворониным, посвящена средствам и путям сообщения той эпохи. Значительное место отведено исследователем роли судоходства в жизни наших предков. Н.Н.Воронин описывает различные виды речных и морских судов, показывает, как происходило развитие и усложнение их конструкции с течением времени. Основным источником для автора является сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей», опираясь на который, он восстанавливает путь русов из Киева в Царьград. Однако Н.Н.Воронин не обходит вниманием и новгородские морские путешествия, не отраженные в византийских источниках.

Автор отмечает, что если хозяевами Черного моря были русы, давшие ему свое имя, то на Балтийском господствовали норманны, вследствие чего оно было прозвано «Варяжским»[6]. Связи Новгорода с Готландом и торговыми городами Северной Европы неизбежно приводили к столкновениям новгородских «лодий» с флотилиями скандинавов. Очевидно, что для таких морских походов новгородцы располагали соответствующими судами. Н.Н.Воронин пишет, что в русском археологическом материале пока не обнаружено аналогий крупным скандинавским кораблям, поэтому он рассматривает их возможный внешний облик и конструкцию, основываясь на данных о типах судов у норманнов[7]. Некоторое представление о кораблях новгородцев может дать также их описание в былинном эпосе, к примеру, в цикле о Садко.

Автор раскрывает и культурный аспект значения судов в жизни русов – роль ладьи и челна в погребальном обряде. Эти средства передвижения использовались как при сожжении тела, так и при традиционном погребении. Само сходство челна с гробовой колодой – «будой» - отразилось в названии подобной долбленки – «бударки»[8]. Н.Н.Воронин отмечает, что известный эпизод мести княгини Ольги, зарывшей древлянских послов в ладьях, тоже является отзвуком значения ладьи в погребальном обряде.

Особое значение для разработки темы данной работы имеет труд Н.П. Загоскина «Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. Историко-географическое исследование». Автор предпринимает попытку систематизировать сведения источников о «старинных русских водных путях сообщения»[9], подробно рассматривает историю судостроения, при этом останавливаясь на его особенностях, характерных для различных регионов нашего государства: Приднепровской Руси, Балтийском, Беломорском, Волжско-Каспийском, Донецко-Азовском бассейнах и даже Сибири.

Безусловно, в рамках темы нашей работы наибольший интерес представляют очерки, посвященные южным (Киевским) водным путям и судовому делу в районе Приднепровской Руси. Н.П.Загоскин детально рассматривает знаменитый путь «из варяг в греки», отмечая некоторую неопределенность его описания в летописях. Используя свидетельства Константина Багрянородного о днепровских порогах, он восстанавливает этот древний маршрут плавания росов. Обращаясь к истории судостроения на Руси, автор описывает вероятные формы и стадии его развития. Особую значимость имеет анализ древнейших судовых терминов и их происхождения, включающих понятия, употреблявшиеся в Русской правде в статье, которая была посвящена штрафам, выплачивавшимся в случае кражи предметов судоходства.

В.В. Мавродин в своей работе «Начало мореходства на Руси» возводит истоки русского судового дела к антам (так, по его мнению, именуют восточных славян византийские источники VI-VII вв.[10]), таким образом относя выход наших предков на просторы морей не к IX веку, а к значительно более раннему времени, хотя прямых указаний на это в источниках не встречается[11].

Автор отмечает, что основным направлением походов росов была Византия, тесные связи которой установились еще на заре русской государственности. О русских же походах на Каспийском море мы узнаем в основном из восточных источников, что В.В. Мавродин объясняет меньшей заинтересованностью киевских князей в набегах на этот регион, следовательно, они в большинстве случаев предпринимались из других центров Руси[12].

Отдельная глава посвящена различным типам русских судов, технологиям их строительства. В.В.Мавродин приходит к выводу, что такие качества судов русов, как легкость, подвижность и быстроходность, возможность плавания по мелководью (что было недоступно тяжелым кораблям византийского флота), диктовали и соответствующую тактику ведения боевых действий на море[13]: русские внезапно и стремительно нападали на противника, пытаясь сойтись борт к борту, взять врага на абордаж, при неудаче быстро отходили, рассыпаясь по морю и стараясь ускользнуть от преследования. Еще одной характерной чертой стратегии росов являлось единство военных действий на суше и на море, примером чему может служить поход на Константинополь в 1043 году.

Все рассмотренные работы дают возможность составить представление о древнерусском флоте, однако важно знать, какими силами на море располагала и Византия, бывшая целью столь многих походов росов.

Этой цели может служить монография Г.Г.Литаврина «Византийское общество и государство в X-XI веках». В одной из глав автор отводит довольно значительное место рассмотрению состояния армии и флота империи в указанный период. Г.Г.Литаврин пишет, что за ослаблением борьбы с арабами в конце Х - начале XI вв. последовал постепенный упадок военного морского флота государства, однако в моменты опасности мобилизация всех его сил все еще приносила византийцам успех в сражениях на море. В это время теряют свое значение стоянки военного флота на малоазийском побережье, которые постепенно переоборудовались в стоянки торгового флота, военно-морскими же базами становились некоторые города на европейском побережье (Анхиал, Месемврия)[14]. Усилившаяся в конце XI века норманнская опасность потребовала от династии Комнинов реорганизации флота на новых началах, однако он так уже и не обрел былого могущества.

О том, какие типы судов входили в состав византийского флота можно почерпнуть сведения из работы А.П.Шершова «История военного кораблестроения с древнейших времен до наших дней». В главе, посвященной кораблестроению в Средние века, рассматриваются дромоны – корабли, составлявшие основу флота империи. Они представляли собой гребные суда с пропорциональными размерами, имели вспомогательные паруса и отличались особой легкостью хода[15]. Дромоны использовались как для военных целей, так и для торговли. Малые, более легкие дромоны назывались панфилами.

Для разработки темы данной работы полезно привлечь и труды, не связанные непосредственно с историей русского флота, но дающие представление о некоторых аспектах русско-византийских отношений, в частности, о том влиянии, что оказывали на них морские походы росов.

М.В.Левченко в монографии «Очерки по истории русско-византийских отношений» затрагивает несколько вопросов, интересующих нас в рамках нашей темы. В первую очередь, это проблема этнической принадлежности росов. М.В.Левченко выступает с последовательной критикой «норманнской» теории их происхождения. Он соглашается с тем, что варяги могли участвовать в нападении Руси на Константинополь в 860 г., но подчеркивает - русские были известны византийцам и раньше. Следовательно, народом, дерзко совершавшим набеги на Царьград, были вовсе не скандинавы, а славяне, уже в начале IX века имевшие некое политическое образование, о котором до нас не дошли сведения.

Монография также освещает истоки конфликтов Руси и Византии 941 и 1043 г., которые нельзя четко вывести из сообщений византийских источников. Интересна оценка, которую М.А.Левченко дает Константину Багрянородному в связи с его свидетельствами о росах. По мнению исследователя, император относился к Руси враждебно, а потому не мог быть объективным[16]. Именно поэтому при анализе его известий о Руси обнаруживается, что он вносит ряд ошибочных сведений, в частности, в сообщение о торговом пути по Днепру, показывающих недостаточное знакомство византийского правителя с реальным положением дел.

Г.Г.Литаврин рассматривает отношения Руси и Византии в статье «Русско-византийские связи в середине X века», опубликованной в журнале «Вопросы истории». Большая часть данной статьи посвящена вопросу крещения княгини Ольги и ее посольства в Константинополь. Автор подвергает сомнению официальную дату поездки княгини в Царьград – 957 год - считая, что на самом деле Ольга побывала в Византии дважды - в 946 и 954 или 955 г., когда и приняла христианство[17]. Для нас наибольший интерес представляет мнение Г.Г.Литаврина о результатах первой поездки: в ходе этого дипломатического визита был переутвержден договор 944 г., явившийся следствием неудачных морских походов князя Игоря на Константинополь в 941-943 гг.

Работа В.Т.Пашуто «Внешняя политика Древней Руси» отображает все многообразие отношений, связывавших наше государство с другими народами и, безусловно, особое место в их системе занимала Византия. Автор кратко, но емко описывает характер и итоги основных столкновений Руси и Византии на протяжении IX-XI вв. Особенно значимым представляется взгляд В.Т.Пашуто на истоки конфликта 1043 года: по его мнению, одной из причин могла быть перемена политического курса Константина IX Мономаха, сопровождавшаяся уменьшением русского политического, торгового и церковного влияния в Константинополе[18]. В качестве же предлога для похода, согласно версии автора, было использовано убийство русского посла (как и утверждал византийский историк Иоанн Зонара).

Таким образом, историография дает возможность довольно полно осветить различные аспекты темы данной работы. Главной же ее целью является не просто описать различные виды судов, входивших в древнерусский флот, технологию их постройки и т.д., но охарактеризовать ту роль, которую он сыграл в важных политических событиях IX-XI вв., нашедших отражение в византийских источниках.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия