Студопедия — Общая характеристика социологии марксизма.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика социологии марксизма.






В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука в его глазах была, прежде всего, не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал термин «социология», он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует признакам социологии как науки.

В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто «включено» в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей. Хотя главные постулаты материалистического понимания истории недоказуемы и неопровержимы и носят метафорический характер, в нем содержалась очень важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе. Маркс подходил к изучению общества как к системе; системное ведение общества было воплощено у него, в частности, в понятии «общественная формация». В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.Маркс не проводил четкого различия между обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем же законам. Он верил в социальный прогресс. Но он исходил из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

На него как на одного из своих предшественников ссылаются две противоположные традиции социологической методологии: «позитивистской» и «объясняющей», с одной стороны, «антипозитивистской» и «понимающей» - с другой. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др. Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога предполагает, что он как ученый всегда готов поставить под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного поиска истины, основанная на признании преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его над теми учеными-консерваторами, которые просто из-за страха потерять должность доказывали, что, выражаясь гегелевскими словами, «все действительное разумно». Поиск социологической истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксистской социологии, несомненно, присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.

 

49) Материалистическое понимание истории К. Маркса.

1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собойсамостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познанияобъективных законов исторического развития общества здесь используетсяметод диалектического материализма, который оперирует категориями,характеризующими обусловленность истории человеческого обществаматериальным производством: общественное бытие, общественное сознание,производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Онисоставляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепцияК. Маркса. 2. Категория «общественно-экономическая формация» являетсяинтегративной и имеет громадное методологическое значение для философииисторического материализма. Все важнейшие категории данной философскойсистемы так или иначе интегрируются в понятии «общественно-экономическойформации». Так, невозможно раскрыть определения экономического базиса инадстройки только через их взаимное становление как парных категорий,необходимо одновременно указать их место в ряду всех других категорий,характеризующих общественно-экономическую формацию. Именно в нейконцентрируются наиболее важные детерминанты исторической динамикиобщества, движущие силы общественного прогресса. 3. Прогрессивное общественное развитие обнаруживает себя черезмножество зигзагов истории – застой, гибель отдельных цивилизаций и такдалее. Это свидетельствует о его сложности. Однако неизменной остаетсялогика исторического процесса, выражающаяся в определеннойпоследовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит исвое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался внаправлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму.Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса,что и отражается в марксистском понимании главного направления прогрессачеловечества как последовательной смены формаций. 4. В марксизме понятие общественно-экономической формации неразрывносвязано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой такойкачественный скачок, который знаменует кардинальный переворот вобщественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждаетсяновый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логическойнеобходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенномэтапе развития производства противоречием между производительными силами ипроизводственными отношениями, которое является самой глубокойэкономической основой и причиной всякой социальной революции, замена однойобщественно-экономической формации другой. 5. Исторический процесс является объективно обусловленным, посколькуподчиняется законам общественного развития. Они формируются как устойчивые,необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественнойсистемы на основе общественного материального производства в ходеосознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появлениеэтих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней поотношению к обществу силы, ни как произвольные стремления господствующейсоциальной группы. Люди по своему желанию произвольно не могут отменятьили заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей,обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализацияобъективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательнойдеятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия,которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что людисами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не толькоавторами, но и актерами своей собственной драмы.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 278. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия