Студопедия — Гигиена урока
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гигиена урока






 

Обычный порядок проведения урока должен соответствовать общепринятой схеме: упражнения — вокализы — художественные произведения. Эта схема вполне соответствует принципу постепенности. Сложные упражнения, вокализы и художественные произведения проходят в период, когда организм уже вработался и вся его деятельность направлена на осуществление вокальных задач. Однако, в зависимости от степени подвинутости, схема должна несколько изменяться. Для начинающего— весь урок: это упражнения и может быть вокализ. Для подвинутого упражнения могут занимать 15 минут, а вокализы и произведения будут занимать основное время. Зрелый певец варьирует урок, так как считает целесообразным в зависимости от поставленных задач. Однако сколь подвинут бы ни был певец, время врабатываемости должно быть учтено и постепенность повышения вокальной нагрузки — соблюдена.

Теперь коснемся моментов, способствующих хорошей работоспособности на уроке. Прежде всего, ученик должен быть отдохнувшим и свежим, с неутомленным голосовым аппаратом. Только в этом случае работа протекает действительно полноценно и успешно. Если режим не соблюден и ученик пришел не в форме,—трудно ждать большого толка от урока. Это состояние так называемое «не в форме» и может выражаться как в отсутствии должной сосредоточенности, так и в неподчинении голосового аппарата. Ученик чувствует, что что-то ему мешает, что нет привычных ощущений, что голос недостаточно хорошо звучит. Он начинает нервничать, искать «обходных путей», чтобы достигнуть лучшего звучания и привычных ощущений, и этим расстраивает то, что было достигнуто на предыдущих последних уроках. С наступившим утомлением или с болезненным состоянием спорить никогда не следует. Бодрость и здоровье — непременные условия хорошей работоспособности на уроке. Успех работы зависит не от количества затраченного на работу времени, а от полной концентрации внимания. Поэтому все, что способствует этой концентрации внимания, должно быть в занятиях. Ниже мы коснемся тех моментов, которые способствуют снижению утомляемости и повышению способности концентрировать внимание.

Урок должен всегда быть интересным, тогда он привлекает наше внимание, позволяет хорошо сосредоточиваться. «Учиться можно только весело...— пишет Анатоль Франс,— чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»!. «В искусстве можно только увлекать — в нем нет приказаний»,— говорил К. С Станиславский. Педагог должен строить урок избегая однообразности, монотонности, стандартности и в подборе упражнений и в характере замечаний. Весьма важным моментом является заинтересованность при помощи хорошо подобранного репертуара. Упражнения, вокализы, художественные произведения обязательно должны нравиться ученику. То, что нравится, выполняется с удовольствием, с мобилизацией сил. Произведения скучные, непонятные, далекие для ученика будут демобилизовать его волю, притуплять внимание.

Хорошо мобилизует на выполнение заданий и повышает работоспособность зажигательный показ педагога или хорошее пение другого, более подвинутого ученика, игра концертмейстера. Большое значение в повышении работоспособности ученика у рояля имеет полноценное, темпераментное сопровождение. Если сопровождение бесцветно, формально или небрежно, — это демобилизует ученика, сильно снижает его работоспособность.

Одну из основных ролей в успешном проведении урока играет общее настроение в классе. Необходимо, чтобы атмосфера была радостной, приподнятой, чтобы пение ученика по настроению приближалось к состоянию концерта, праздника. В этих условиях утомление возникает значительно позднее и препятствия преодолеваются легче. Надо исключать всякие отвлекающие или раздражающие моменты — посторонние, не имеющие к искусству отношения разговоры, ходьба, заглядывание в дверь, необоснованные перерывы в работе — все это раздражает, рассеивает ученика и заметно повышает утомляемость.

Важна и общегигиеническая и эстетическая сторона в проведении занятий. Класс должен быть светлый, чистый, проветренный, нежаркий и не холодный, уютный, без лишних, не относящихся к работе предметов. Вид казенного помещения, плохо убранного, накуренного, небрежно обставленного, угнетающе влияет на психику, вызывает мысли далекие от искусства, повышает утомляемость в занятиях. Особенно большое" внимание следует обратить на температуру и воздух помещения. В помещении, где накурено, пыльно и жарко, петь недопустимо. Не надо бояться хорошо проветрить класс перед занятием, даже если это связано с сильным временным понижением температуры помещения. Воздух быстро нагревается, а пение — процесс активный, и бояться переохлаждения организма не приходится.

Конечно, и режим учащихся в консерватории или музыкальном училище и условия проведения урока определяются расписанием учебных занятий и состоянием учебных помещений, но стремиться к описанным принципам работы, по возможности, нужно. Весьма целесообразным нам кажется такой распорядок работы, когда все вокальные классы консерватории 1 работают определенные дни недели и в эти дни студенты ничем, кроме певческой работы, не загружены. Это позволяет студентам присутствовать на занятиях всех учеников данного класса, что крайне желательно, и полностью концентрировать свое внимание на пении, не отвлекаясь другими предметами и заботами. Как известно, многопредметность и чрезмерная загруженность осуждена на всех вокальных совещаниях и конференциях, однако она остается еще значительной и часто мешает правильно организовать распределение вокальной нагрузки студентов.

 

Заключение

 

Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не 'перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Это предохраняет от гриппозных и других капельных инфекций. Голосовой аппарат певца должен быть здоров. Надо избегать резких смен температуры, сухого, пыльного воздуха и дышать по возможности носом. Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более часа подряд. Нельзя пренебрегать небольшими перерывами во время урока. В занятиях следует использовать все факторы, способствующие снижению утомляемости: проводить урок интересно, творчески, увлекать музыкой, поддерживать высокий тонус занятия. Помещение для занятий должно удовлетворять эстетическим и гигиеническим требованиям. Недопустимо заниматься в душном и 'накуренном классе. Педагог должен так планировать вокальные занятия, чтобы основные гигиенические правила были соблюдены.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия