Отсутствие общественной обвинительной власти.Характерной чертой афинского правосудия было отсутствие общественной обвинительной власти. У афинян не было чиновника, на котором лежала бы обязанность преследовать от имени общества людей, совершивших преступления и проступки. Это право в принципе принадлежало потерпевшей стороне. Обокраденный не мог возложить, как у нас, на должностное лицо обязанность отыскивать вора, собирать улики в его виновности и обвинять его перед судом. Все это должна была делать потерпевшая сторона. В некоторых случаях это право становилось обязанностью, например, при убийстве: с одной стороны, очевидна была необходимость карать за подобные преступления; но, с другой стороны, один обычай очень древнего происхождения предоставлял родственникам убитого привилегию мести за смерть; поэтому закон обязывал этих последних воспользоваться своим правом под страхом привлечения в противном случае к ответственности. В процессах, называвшихся γραφαί, право преследования признавалось не только за лицом, непосредственно потерпевшим от преступления, но и за любым гражданином. В такого рода процессах, думали тогда, было заинтересовано также все общество, и желательно было дать каждому возможность требовать наказания за совершенный поступок. Этот обычай повлек за собой крупные злоупотребления. Доносы обратились в специальное ремесло с. 458 некоторых лиц, называвшихся сикофантами. Против них принимался ряд мер, устанавливавших разные наказания. Так, например, если обвинитель не получал пятой части голосов судей, то на него налагался штраф в 1000 драхм (около 370 руб.), и он терял на будущее время право возбуждать подобные преследования. Но эта угроза часто бывала призрачной и мало устрашала сикофантов: они видели в своем ремесле способ привлечь к себе внимание, удовлетворить своей мести, а также получить материальную выгоду: деньги добывались путем шантажа или в силу предоставленного обвинителям права требовать себе часть штрафа, налагавшегося на их жертву. Сикофанты. Сикофант (обращаясь к Хремилу и Кариону). — Эй вы, презренные, я уверен, что мои деньги — у вас. Хремил. — О Деметра! это сикофант! вот так беда! Карион. — Он, наверно, голоден. Сикофант. — Ты сейчас же пойдешь со мной на агору и, когда тебя станут пытать на колесе, ты сознаешься в своих мошенничествах. Карион. — Ах, поди ты! Добрый человек. — Клянусь Зевсом-спасителем, как возблагодарят все греки Аполлона, если он уничтожит этих гнусных сикофантов! Сикофант. — Да ты смеешься надо мной! Ах, вот как! Так я донесу на тебя, как на соучастника. Откуда у тебя этот новый плащ? Вчера я видел на тебе совсем поношенный. Добрый человек. — Я тебя не боюсь… Сикофант. — Нахалы! Но вы, мои насмешники, не сказали мне, что вы тут делаете; вероятно, ничего хорошего. Хремил. — Разумеется, для тебя — ничего хорошего, будь уверен в этом. Сикофант. — Клянусь Зевсом, будете вы обедать на мой счет. с. 459 Хремил. — Чтоб ты сдох со своим свидетелем, клеветник! Сикофант. — А, так вы не сознаетесь; я бьюсь об заклад, что в этом доме много соленой рыбы и жареного мяса (нюхает воздух). Хремил. — Чуешь ты что-нибудь, плут? Добрый человек. — Вероятно, только холод: его плащ такой дырявый. Сикофант. — О Зевс! Можно ли терпеть такие издевательства! О боги! как жестоко обращаются со мной, честным человеком и добрым гражданином! Хремил. — Ты-то честный и добрый гражданин? Сикофант. — Более, чем все другие. Хремил. — Ладно! отвечай-ка на мои вопросы. Сикофант. — О чем? Хремил. — Ты земледелец? Сикофант. — Я еще не сошел с ума. Хремил. — Купец? Сикофант. — При случае я себя называю купцом. Хремил. — Знаешь ты какое-нибудь ремесло? Сикофант. — Конечно, нет. Хремил. — Чем же ты живешь, если ничего не де лаешь? Сикофант. — Я наблюдаю за общественными и частными делами. Хремил. — Ты? но на каком основании? Сикофант. — Мне это нравится. Хремил. — Ты, как вор, суешься туда, где не имеешь никаких прав. Все тебя презирают, а ты претендуешь на звание честного человека! Сикофант. — Как, глупец, я не имею права посвятить себя всецело служению родине? Хремил. — Разве отечеству служат низкими происками?
|