Студопедия — Отличие от зарубежного дизайна
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отличие от зарубежного дизайна






Сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика. Это объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития страны в течение ХХ века.

В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном благодаря творчеству производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его появлению. Русские художники осознали необходимость определения базовых составляющих любого произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию.

· Этапы развития российского дизайна в ХХ веке

Первый этап (1917 – 1922). На первом этапе развития дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом деятельности художников-оформителей было художественное оформление общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных площадок на открытом воздухе доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы.

Наиболее интенсивно в это время развивается графический дизайн, что проявляется в новом подходе к созданию плаката, книжной продукции, рекламы. В социальном заказе преобладал дизайн элементов агитационно-массового искусства, что привлекало многих художников и профессиональные организации к участию в выполнении заказа.

Второй этап (1923 – 1932). Второй этап развития дизайна в России можно считать временем становления его профессиональной модели. В этот период Россия становится одним из крупных центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров: организация производственных факультетов ВХУТЕМАСа. Дизайн ориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров. Производственный заказ пока не играет определяющей роли, поэтому активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов: А. Родченко, Эля Лисицкого, В. Татлина. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Тон задавали лидеры: А. Родченко и Эль. Лисицкий; они ярко проявили себя именно в графическом дизайне.

Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции, созданные российскими художниками в этот период, составляют золотой фонд мирового дизайна.

Третий этап (1933 – 1960). Этот период был достаточно печальным для развития дизайна в России. Стихия изобретательства, которая позволила российскому дизайну достичь высот мирового уровня, не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узко- прикладные направления: 1) инженерно-технический, 2) предметно-бытовой, 3) декоративно-оформительский. Эти направления дизайна являлись различными видами деятельности. Потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. Это продукция графического дизайна, политический плакат, киноплакат, оформление книги, рекламный плакат.

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Можно отметить, что именно в этот период дизайн получает самый массовый заказ за весь период существования в России. Изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходил под влиянием западноевропейской школы дизайна. Однако это оживление продолжалось недолго. В 1970-е годы заказы на профессиональный дизайн прекратились. На первый план выдвинулась ценность анонимного творчества.

Запрос на дизайн резко вырос в 80-е годы. Появились предприятия частных форм собственности, стала развиваться конкуренция, появились рекламные агентства и рекламные издания. Таким образом, в последнее десятилетие резко повысился интерес к дизайну.

· КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА

ХIV – ХV вв. крестьянский народный дизайн

ХVII в. кирпичная архитектура,

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, изразцы,

эмалевый рельеф

ХVIII в. мануфактурные машины; станки

Нартова; Кулибин

ХIХ в., вторая половина идеи Уильяма Морриса, движение

Российской интеллигенции

ХХ в., начало ремесленные центры: АБРАМЦЕВО (М.О.),

ТАЛАШКИНО (под Смоленском)

1920-е годы ВХУТЕМАС

Высшие художественные технические

Мастерские.

Факультеты:

архитектурный;

Живописный; скульптурный

1932 год ликвидация всех направлений, школ; образование единых творческих союзов писателей, художников, композиторов.

Российский ренессанс дизайна наступает в конце ХХ века. Это связано с изменениями в политической и экономической стратегии страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы развития российского дизайна.

2. Какой из этапов российского дизайна Вы считаете более важным для развития современного дизайна?

3. Что составляет «золотой фонд» российского дизайна, включенного в мировой опыт дизайна?

4. С чем, на ваш взгляд, связано возрождение интереса к дизайну в конце ХХ века?

Ключевые слова и понятия

Беспредметное искусство, агитационно-массовое искусство. Фотомонтаж, коллаж, предметно-бытовой дизайн, конструктивизм, производственное искусство.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 505. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия