Студопедия — Дизайн (теория, практика) I. ной метод дизайна, основные рабочие категории дизайна.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дизайн (теория, практика) I. ной метод дизайна, основные рабочие категории дизайна.







ной метод дизайна, основные рабочие категории дизайна.

Этимология, смысл и различные
определения дизайна, еше в сере­
дине XX в. сформулированные за­
рубежными и отечественными спе­
циалистами, изложены в работе [5].
Автором предложено собственное
определение дизайна, которое он
использует в курсе лекций по дис­
циплине «Основы истории и теории
дизайна»: «Дизайнэто творче­
ский метод, процесс и результат
художественно-технического
проектирования промышленных
изделий, их комплексов и систем,
ориентированного па достижение
наиболее полного соответствия
создаваемых объектов и среды
в целом возможностям и потреб­
ностям человека.. как утилитар­
ным, так к эстетическим»
[5, с. 13].

Дизайн —это специфический вид проектной деятельности, объединивший художественное предметное творчество и науч­но обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Практика дизайна в нашей стра­не довольно долго именовалась ху-дожественны.м конструированием (начиная с 1920-х годов — времени деятельности ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа). Этот термин не утра­тил своего значения и сейчас, хотя и был а конце XX в. вытеснен более кратким термином «дизайн».

Теория дизайна в нашей стране называлась ((технической эстети­кой» (этот термин еще в 1954 г. был введен в научный оборот чешским дизайнером П. Тучны). Такое на­звание закреплено официально в России за научной специально­стью 17.00.06, по которой выполня­ются и защищаются кандидатские и докторские диссертации по тео­рии дизайна.

Предметам дизайна (тем, на что направлена дизайн-деятельность) является создание гармоничной, содержательной и выразителынт формы объекта, а которой отражается средствами и приемами композиции целостное


значение его потребительной г цен­ности.

Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в лю­бой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной степе­ни) человеческое общение.

За пределами сферы дизайна остаются объекты архитектурного и инженерного проектирования.

Основным методом дизай­на является художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посред­ством композиционного формо­образования. Оно базируется на результатах анализа утили­тарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта, кон­струкционных и отделочных материалов и технологии изготов­ления изделия.

К основным рабочим категори­ям дизайна относятся следующие: образ, функция, морфология, тех­нологическая форма, эстетическая ценность. Их смысл и определения изложены в работе [5].

Типология дизайнерской дея­тельности, структурированной по нескольким основаниям (при­знакам систематизации) в целях выявления ее областей, направ­лений, специализаций и видов. приведена в работе [5]. Здесь целесообразно обратить внима­ние на специализацию дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна, а также систематизацию видов дизайна по признаку значимости для них категорий «утилитарное» и «эсте­тическое».

Специализация дизайн-проектирования по видай объ­ектов дизайна (объединяемым в группы, классы) представлена в 12 разделах:

1) дизайн машин, прибо­ров, инструментов;


 

2) дизайн средств транспорта
и среды транспортирования;

3) дизайн изделий быта культур­
ного и хозяйственного назначения;

4) дизайн небели (различных
сфер деятельности людей);

5) дизайн одежды, белья, голов­
ных уборов, обуви;

6) дизайн текстиля;

7) дизайн интерьера (помеще­
ний различного назначения):

8) дизайн игр и игрушек;

9) дизайн украшений и сувенир­
ных изделий;

 

10) дизайн экспозиций, шоу.
массовых празднеств, спорта;

11) дизайн городской предмет­
ной среды;

12) дизайн визуальной инфор­
мации, рекламы, тары, упаковки,
фирменных графических стилей.

Систематизация видов дизай­на, группируемых в зависимости от приоритета е них либо ути­литарного, либо эстетического начала, либо их гармонии, а также от ориентации дизайна на пред­метный, процессуальный или дея-тельностный уровень подхода к проектированию, проанализиро­вана в работах [5] и [9].

К видам дизайна с приорите­том утилитарного начала отно­сятся нон-дизайн и инженерный дизайн.

Наиболее распространенные виды дизайна, характеризующиеся гармонией утилитарного и эстети­ческого начал, это системный ди­зайн и художественное конструи­рование отдельных изделий (так называемый «штучный дизайн»).

Виды дизайна с приоритетом эстетического начета — это весьма распространенный стай­линг (формально-эстетическая модернизация серийно выпу­скаемых изделий разных видов, тесно связанная с явлением моды) и арт-дизайн, чаще все­го представляющий выставоч­ный, демонстрационный дизайн уникальных авторских образцов вещей-артефактов, утилитарные функции которых завуалированы, отстранены или вообще сняты авторами этих произведений.


дизайн, материалы, технология. А (7") '2OO8


ак феномена

ПОп,й
ности; уяснить методические и процессуальные взаимосвязи и отношения элементов; опреде­лить особенности и взаимоотноше ния инженерного и дизайнерского видов проектирования [4J. Здесь следует остановиться на специфике дизайна как проект­ного моделирования, выявив его место в системе основных видов моделей. Моделирование — суть проектирования. В широком смыс­ле — это отражение каким-либо способом наиболее существенных характеристик, процессов, взаи­мосвязей реальных создаваемых объектов и явлений. Проектная деятельность — этоидеальная (невеществен­ная) форма преобразовательной деятельности, объектамикоторой могут быть природа, общество, человек а сам субъект деятельно­сти. Основной смысл проектиро­ваниязаключается в возможности свободно варьировать способами, путями решения проектных задач, трансформацией самого про­екта (или его частей), не выходя за пределы знакового опыта. Это позволяет находить оптимальные решения до того, как реализация проекта станет свершившим­ся фактом. Основные группы моделей делятся нереальные, абстрактные и тонические. К первой группе относятся функциональные модели (например, в биологии, социоло­гии), а также физические модели (как правило, это полномасштаб­ные или масштабно уменьшенные макетыили действующие модели физических объектов —устройств, механизмов, приборов ит. п.). К группе абстрактных моделей относятся математические моде­ли, числовые модели (например, расчеты, имеющие конкретное числовое содержание) и логиче­ские модели (логические формулы, описания, схемы). К группе шоническых (конкрет­ных) моделей относятся различные графические модели, образы, двух-и трехмерныеизображения (услов­ные или реальные). Это могут быть

-^:ret:r(~

 

»ь.х27еЧеНИеЁК°М"л^-

среды
f5 c?9J

с-йствИз«ЛОТ^6—ьских

r иирок °'"за"

Фективное™! Н°МИ1Геско^ф--Р^ованииэкологииТ УЧеТ°М

масс

э--ичессого^аРЧВОСПИТа''-

эа
Дизайна

«^е^вд™^^^ вносят-U системности;

следующие Й ческая); (г«осеологи-

ности. ои нагЦ>авлен-

1»оД™Г"и""""ро1!""°-

воспитательная;

спецификуеДеесЯтТ"7ЬНОст^ выявить тоВ-_суб>Ье^Т^-рнь(хэлемен-








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1106. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия