Печенеги.Готы Готы – III–IV вв. н.э. В I в. н.э. готы, жившие в Скандинавии, начали продвигаться к югу и в III в. достигли Северного Причерноморья. Здесь готы создали обширный племенной союз, включавший и оседлых земледельцев лесостепи и кочевых сарматов. Границы этого союза охватывали территорию от нижнего Дуная до Дона и от среднего Днепра до Чёрного моря. Древности готов прослеживаются с трудом. Готскими считаются могилы в виде небольших ям, облицованных и перекрытых каменными плитами. Эти, как их называют, каменные ящики заключают глиняные сосуды с остатками трупосожжений. На погребальной урне иногда изображено человеческое лицо. Погребальный инвентарь содержит больше всего вещей римских провинциальных типов, но есть и местные, может быть готские. В 375 г. гунны разбили готское объединение Гунны – IV в. н.э. Впервые они упоминаются в IX в. до н.э., когда на территории Северного Китая и Монголии образовалось мощное объединение тюрско-монгольских племён. Своими набегами они постоянно тревожили Китайскую империю. В середине I в. до н.э. Это объединение распалось на две части: одна подчинилась Китаю, а другая отступила на запад в Джунгарию, Семиречье и Приуралье. Во II в. н.э. небольшая часть гуннов кочевала в причерноморских степях, а во второй половине IV в. основная масса гуннов двинулась из Приуралья на запад. Они захватили Приазовье, заняли Крым и разгромили Боспорское царство. В 375 г. разбили готское объединение и прошли дальше в Европу, где позднее были ассимилированы местным населением. Некоторая часть гуннов осталась в наших степях, где изредка встречаются гуннские погребения (в Курской области на дне р. Судже). При быстром продвижении через наши степи гунны не оставили достаточно древностей. С гуннами связывают распространение деревянных сёдел и металлических стремян. Есть вероятность того, что остатки древних гуннских погребений, возможно, обнаружить на территории Усть-Донецкого района, особенно интересна в этом отношении местность в районе х. Крымский. Гунны считаются выходцами из Центральной Азии, районов, расположенных к северу и северо-западу от Китая. Предки гуннов – хунну, создавшие крепкий военизированный племенной союз, последние века I тыс. до н.э. тревожили границы Китайской империи. На рубеже тысячелетий китайцы сумели расколоть хунну, и часть из них была вынуждена откочевать на запад. В приуральских степях кочевники смешались с угорскими племенами. Так фактически сформировалась основа для нового этноса – "западных" гуннов, культура которых была полна североиранскими и угорскими элементами. Именно они около середины IV в. начали наступление на Восточную Европу. Гуннское нашествие на столетия изменило расстановку сил в европейских степях. Ко времени появления гуннов наиболее заметными объединениями в Северном Причерноморье были Аланский и Готский племенные союзы. Если аланский союз сумел организовать какое-то сопротивление азиатским племенам, то германские племена Северного Причерноморья были крайне разрознены. Гунны разгромили закаспийских аланов, перешли Урал, Волгу и вторглись на территорию западных аланов, именовавшихся танаитами (поскольку они жили на берегах Танаиса — Дона). На своём пути гунны предавали всё огню и мечу, безжалостно истребляли всех противившихся им. Многочисленные городища по Тереку, Кубани и особенно Нижнему Дону прекратили своё существование именно в это время. Оседлое аланское население было в значительной части перебито, а кочевые племена вынуждены были влиться в состав гуннского племенного союза. Только в степях за Тереком и в горных областях Кавказа сохранилось независимое аланское население. Победив аланов и увлёкши часть их за собой, гунны напали на грейтунгов (остготов). Борьба гуннов и аланов с готами неразрывно связана уже с историей Римской империи и «варварских» вторжений в её пределы. В целом, после гуннского нашествия этническая карта Восточной Европы претерпела кардинальные изменения. Великое переселение народов, погубив множество племен и этносов, вывело на историческую арену другие народы и этнополитические образования, ранее неизвестные письменным источникам. Именно они и стали определять ход истории этого региона на многие дальнейшие столетия. С конца IV в. господствующими этносами степей Восточной Европы стали гунны и пришедшие с ними племена, состоявшие, прежде всего, из гунно-сарматских кочевников урало-казахстанского региона. В частности, "гуннскими" (т.е. появившимися вместе с гуннами) являются булгары и хазары. Они принадлежали к тюркской семье языков, но этносы с такими названиями выделились из среды прототюрок очень рано(4). С уходом гуннов с исторической арены эпохальный этносоциальный переворот в евразийский степях не завершился. Причиной тому стал природно-климатический фактор. Южные степи к середине I тысячелетия н.э. окончательно превратились в пустыни, а территории с пригодными для жизни условиями были оттеснены до кромки лесостепей и Саяно-Алтайских предгорий. Именно в это время, отмеченное новыми миграциями и войнами в Центральной Азии, на Алтае происходит формирование нового этноса – тюрок "в узком смысле". Салтово-маяцкая культура — археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины. Датируется серединой VIII — началом Х веков, периодом господства в этом регионе Хазарского каганата. Название дано по двум крупным памятникам — городищу близ села Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца (Харьковская область, начало раскопок 1900 год) и Маяцкому городищу близ впадении в Дон реки Тихая Сосна (Воронежская область, 1906 год). Выделена в 1927 году Ю. В. Готье. Хазарский каганат. В узком смысле культура аланского населения лесостепной части Подонья, сложившаяся в результате переселения в этот регион аланских племён. Генетически связана с культурой алан Северного Кавказа. В широком смысле салтово-маяцкую культуру принято определять как «государственную культуру Хазарского каганата» и включать в её ареал степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан. В этом случае культура подразделяется на два локальных варианта: лесостепной аланский, который в антропологическом смысле представлен долихокефальным населением, и степной, условно называемый «болгарским» с брахикефальным населением. Последний, в свою очередь, также делится на несколько территориальных вариантов. Данная точка зрения впервые высказана (в виде гипотезы) М. И. Артамоновым в 50-е гг., объединившим салтовские памятники с типологически и исторически близким районом Нижнего Подонья. Окончательное оформление концепция получила в работах С. А. Плетнёвой, став общепринятой. В настоящее время прямое тождество СМК с Хазарией остаётся широко используемым в научной литературе, хотя и подвергается критике со стороны некоторых исследователей. Погребальный обряд. Полиэтничное население Хазарии имело различия в погребальной обрядности. Катакомбный обряд в большей степени свойственен аланскому населению, черепа в этих погребениях относятся к европеоидам долихокранам-аланам. Ямные погребения относятся к европеоидам-брахикранам с незначительной примесью монголоидности. Как упоминалось выше их считают праболгарскими (булгарскими), или возможно хазарскими. Подобные черепа найдены в археологических раскопках на территориях Волжской и Дунайской Болгарий, а также в степях Крыма. На всех территориях Салтово-маяцкой культуры находят также смешанные долихо-брахикранные черепа, что указывает тем самым на взаимную ассимиляцию культур. Остаётся дискуссионным вопрос этнической принадлежности носителей кремационного обряда погребения, а также выделение собственно хазарских погребений. Жилища. Типичная модель жилой постройки Маяцкого комплекса. Это прямоугольная полуземлянка, углубленная до 0,95 м, площадью от 11,7 до 18,3 кв.м. Строительная конструкция опорно-столбовая или дощато-плаховая. Коридор отсутствует. В центре постройки находится очаг. Примером этой модели являются постройки № 3 и № 30 Маяцкого селища. Типичная модель постройки на Дмитриевском комплексе выглядит следующим образом. Это прямоугольное бескоридорное жилище, углубленное в материковое основание на 0,8 м, площадью около 9 кв.м, с открытым очагом в центре жилища, с обработанным полом. Для Верхнесалтовского комплекса характерна квадратная полуземлянка, углубленная в материковое основание на 1,4 м, площадью около 16 кв.м. Конструкция постройки – опорно-столбовая, очаг расположен в центре или у стены жилища. В Степном Подонцовье преобладают жилища квадратной формы (около 40 %), в лесостепном варианте – прямоугольной формы (около 63 %). В степном варианте преобладают жилища углубленные до 1,5 м, для лесостепного варианта не характерны постройки глубиной более 1 м. Средняя площадь жилищ Степного Подонцовья около 22 кв.м, в лесостепном варианте – около 14 кв.м. Очаги и печи встречены в постройках обоих вариантов, но их соотношение различается: в лесостепном варианте – 7:1, в степном- 4:1. Тандыры (хлебные печи) характерны для степных жилищ. В Степном Подонцовье, по данным Л.И. Красильниковой, выявлен 21 тандыр, практически в каждой третьей постройке. На анализируемых поселениях лесостепного варианта предположительно зафиксирован лишь один тандыр (постройка 14 Дмитриевского комплекса). Таким образом, можно сделать вывод о наличии не только общих черт, но и видимых различий в домостроительной традиции населения степного и лесостепного вариантов салтово-маяцкой культуры. Сравнительный анализ жилых построек двух наиболее близких в пространственно-временном отношении памятников: Маяцкого комплекса (Салтово-маяцкая культура, аланы) и городища Титчиха (Роменско-борщевская культура, северы). Для городища Титчиха характерна большая глубина котлованов жилищ (около 1 м) в сравнении с Маяцким комплексом. В плане конструкции жилых построек Маякого комплекса и городища Титчиха принципиальных отличий не наблюдается. На обоих памятниках встречаются опорно-столбовая и дощато-плаховая конструкции. Не характерны для построек городища Титчиха хозяйственные ямы, ниши. Наиболее важным отличием полуземляночных построек городища Титчиха и Маяцкого комплекса являются отопительные устройства. На городище Титчиха - это печи четырех типов: из камней, из глины и камней, из глины, печи с частичным использованием материка. Печи первых двух типов абсолютно преобладают (86%). Очаг встречен лишь в одном случае. А.З. Винников выделяет только два типа печей: печи-каменки и печи из камней и глины. По подсчетам исследователя, процентное соотношение печей этих двух типов составляет 25% и 75%. Хозяйство. Жители Хазарского каганата были не только кочевниками, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости, такие как Саркел, построенная из кирпича. Кроме земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, скотоводством и металлургией. Также в каганате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти короткие записи пока не дешифрованы. Хазарская культура просуществовала намного дольше, чем само государство: это видно по слоям XI века из раскопок в Волжской Болгарии, а также из находок в Дунайской Болгарии, Венгрии и Византии. Духовная культура. Духовная культура СМК довольно разнообразна. Мнения историков и археологов иногда разнополярны в выводах, так как исследования в этом направлении затруднительны в связи со скудностью письменных источников, которые могли бы донести до нас пантеон чтимых божеств в разноплеменном Хазарском каганате.Найденные в археологических раскопках редкие символы и амулеты дают возможность примерно определить мифологию и верования населения салтово-маяцкого археологического пласта. Такие шаги были сделаны С. А. Плетнёвой. Она провела исследования с металлическими амулетами, граффити, а также с тамгообразными символическими знаками. В этом же направлении вела свои изыскания В. Е. Флерова: также керамические клейма, амулеты и талисманы. С. А. Плетнёва высказала мнение, что в связи с изучением источников, относящихся к верованиям населения этой культуры, таким как краткие письменные и археологические, показывают отражение основных религиозных взглядов жителей лесостепных и степных районов Подонья и, следовательно, народов всего Хазарского каганата. Отмечается синкретизм, присущий кочевникам, в котором древнейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, нагуализм, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними. Несмотря на отсутствие прямых подтверждений в письменных источниках, по косвенным признакам специалисты предполагают, что наряду с ранее указаными культами мог быть культ верховного божества, Тенгри-хана, а также культ вождей, составляющий оппозицию вышеперечисленным более древним культам. Ни о каком синкретизме ни с исламом, ни с иудаизмом или христианством даже не ставится вопрос, так как не одна из вышеуказанных религий не повлияла на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарском каганате.
Печенеги Печенеги IX–XI вв. – тюркский кочевой народ. Перекочевали из Средней Азии в причерноморские степи. Известны только по курганам, где похоронены воины с оружием. В XI в. печенеги были вытеснены на запад половцами. Часть печенегов осела на русской земле, в том числе и на Дону. В фондах РЭМЗ, археологический материал по теме «Печенеги» не имеется, но достаточно полно представлен по смежным культурам. Захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы. Голова покойника ориентирована на запад. В могилах находят останки головы и ног лошади, а также стремена, сабли (палаш), наконечники стрел, подвески в виде птичек, серебряные бляхи для упряжи, византийские золотые монеты (хутор Гаевка Волоконовский район Белгородская область). Имеются печенежские захоронения в Молдавии (на месте Кишинёва) и на территории Волгоградской области.
|