О Воинском посвящении
СВА! СЛАВЬСЯ ПЕРУН ГРОМОВЕРЖЕЦ ДО НЫ ГРЯДЫЙ ВО ОГНЕ НЕБЕСНЫХ СТРЕЛ ИМИ ЖЕРТВУ ДА СЛЫШИ НЫ ИСТО СЛАВЯЩИХ ТЯ БОЖЕ ВЕЛИКИЙ ТРИСЛАВНЫЙ МОГУТНЫЙ В ОРУЖЬЕ ВО МОЩИ ВО СЛАВЕ БЛИСТАЯ КРЕПИ НЫ ВО СЕЧЕ ГРОЗНОЙ ЗА ПРАВЬ СВЯТУЮ А МАРУ ДА МОРОКА В НАВИ ОТРИНИ ПРОЧЬ БО СВАРГИ СВЕТ ЗРИМ МЫ ДНЕСЬ! ГОЙ!
Воин древней Руси — это не «солдат» в современном смысле слова. Воин — это состояние души, это осознанная призванность Свыше. Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-нибудь «средством массового поражения». Воинский дух, личный героизм, который отличал воинов древности, ему, зачастую, просто не нужен...
Предки наши, принимая новичка в воинскую дружину, прежде всего, подвергали его суровым испытаниям. Ведь дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит тако же. Насильно идти в дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же, принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия. Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в дружине. А кроме того, старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, — должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник. Само Воинское посвящение происходило в несколько кругов. Первый круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь было весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор...) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки. Вторым кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству. Третьим кругом была проверка Огнём — священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной силе Духа и почитались как знак отвержения его Самим Перуном. Если новичок проходил с честью все три круга, в урочный день вся дружина собиралась на Капище, где волхвы[455] проводили над ним обряд Воинского посвящения. Рекли слова вещие:
О ПЕРУНЕ ДНЕСЬ РАТУЕМ НА КАПИЩЕ СВЯТУЕМ ЕГО СИЛЫ ВЗЫСКУЕМ НЕГО РАДИ ЛИКУЕМ В РУДЕ-ЖИВИЦЕ ЯРЬЮ А ВО ДЕСНИЦЕ СТАЛЬЮ ТРИСЛАВНОЮ СЛАВОЮ ДА СТЕЗЕЮ ПРАВОЮ СТА ВО КОЛО ВМЕСТЕ А ИНШЕГО НЕСТЕ БО ЗАДРУГОЙ СИЛЬНЫ МЫ ПЕРУНА СЫНЫ! ГОЙ!
И далее:
ПЕРУНЕ БОГ РАТНОЙ ПРИМИ ВО ПОЛК СВОЙ РАДАРЯ ТВОВО А БРАТА МОВО ЯКО ВЕРВИ РОДОВ НАШИХ ПОВИТЫ СТАНЬ [ ИМЯРЕК ] ЗЕМЛЕ РОДНОЙ НА ЗАЩИТУ ТЕБЕ [ ИМЯРЕК ] СТЕЗЮ ТОРИТЬ ПРАВУ БОГАМ РОДНЫМ ДА ПРЕДКАМ СВЯТЫМ ВО СЛАВУ ДАБЫ ПРЕДКИ ВО РОДУ НЕБЕСНОМ ТОБОЙ ГОРДИЛИСЬ ДАБЫ СОРОДИЧИ ВО РОДУ ЗЕМНОМ ТЕБЯ НЕ СТЫДИЛИСЬ! ВОССЛАВИСЯ [ ИМЯРЕК ] ВО ПЕРУНЕ! ГОЙ!
Здесь же молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный — «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому новую жизнь взамен «отнятой» старой. Обряд Воинского посвящения и принятия в дружину входил в круг обрядов Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне[456], и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.) Здесь же происходило кровное братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое братство порой почиталось выше единоутробного.
Много чего ещё можно было бы сказать о Воинском посвящении, но излишняя словоохотливость — не к лицу внуку Даждьбожьему...
Слава Роду!
[2002]
|