Студопедия — Казахская танцевальная культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Казахская танцевальная культура






С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

Наиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

Автору этих строк посчастливилось видеть выступление одного из старейших народных танцовщиков в 1966 году. В числе других на свадьбу сына одного из моих давних знакомых в Алма-Ате был приглашен и я. В разгар свадебного торжества, войдя в зал, в котором веселилась молодежь, обратил внимание на старика, наблюдавшего, прислонившись к стене, за «движениями-танцами» парней и девушек, исполнявших, кто как мог, рок-н-ролл и твист. В какое-то мгновенье, недовольный весьма непристойными, по его мнению, движениями танцующих, старик вышел в центр площадки и сам стал плясать, представляя публике какой-то незнакомый танец. Своими движениями и мимикой он изображал устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства, его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Это был известный в павлодарском Прииртышье народный акын Жунисбек Жолдинов. Так я познакомился с этим удивительным человеком, талантливейшим представителем народных танцовщиков. В тот вечер он нам показал рисунки и основные движения таких старинных танцев, как «Айкосак», «Жезтырнак», «Клышпан-би», «Бала-буркут», «Казахско-калмыцкий танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

Более того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян-буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

В современно Казахстане тепло относятся к национальной культуре и национальным традициям. Культура Казахстана богата историческими традициями и национальными культурными элементами.

По казахским традициям, гостя кормят национальными казахскими блюдами и поят чаем. Все это происходит в юте за дастарханом.

Юрта – идеальный вид жилища. Изобретение Евразийских кочевников легко разбирается и переносится. Юрта состоит из трех базовых частей: «кереге» - основание конструкции, «уык» - купол и «шанырак» - вершина купола. Для покрытия и внутреннего убранства юрты, казахи применяют войлок. Войлок также используют для изготовления обуви, одежды и ковров. Все предметы одежда и быта казахи украшают национальными орнаментами.

Аксессуары изготавливаются из кожи, дерева, меди, серебра, кости.

К казахской национальной культуре относится и национальная одежда. К мужской одежде относится «чапан» (халат с поясом), который в основном делается из бархата, мягкие тюбетейки и высокие фетровые колпаки, а также малакай - шапки из лисьего меха. К женской национальной одежде относится костюм из белого хлопкового или цветного шелкового платья и бархатного жилета, обильно украшенного вышивкой, а также шелкового головного платка или шапочки. Пожилые женщины носят на голове кимешек – белую накидку. Головной убор невесты - высокая, остроконечная шапка с пучком перьев на макушке – суакеле.

Характерный элемент казахской культуры – акыны (поэты-импровизаторы). Акыны выступают на айтысах - публичных состязаниях под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. К таковым относится домбра и кобыза.

Национальный праздник Наурыз, который символизировал начало нового года, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта, и по сей день. Главное блюдо в этот день - "Наурыз коже". Оно готовится из семи основных ингредиентов. Во время празднованья принято играть в специальные игры: казакша курес (казахская борьба), байга (скачки), кокпар (всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушку) и кыз-куу («догони девушку»).

Что касается религии, то казахи были обращены в ислам в 9 веке. В настоящее время, Казахстан является светским государством.

К известным личностям, оставившим след в культуре Казахстана, относятся: Чокан Валиханов (1835–1865), Абай Кунанбаев (1845–1904), Ибрай Алтынсарин (1841–1889), Сакен Сейфуллин (1894–1939), Беимбет Майлин (1894–1939), Мухтар Ауэзов (1897–1961), Ануар Алимжанов (р. 1930), Ильяс Есенберлин (р. 1915), Олжас Сулейменов (р. 1936) и другие.

К национальной кухне относятся, в основном, мясные блюда. Одно популярных национальных блюд – бешбармак. Оно готовится из вареной свежей баранины с кусочками варёного теста. Куырдак - жареные кусочки мясного ассорти из печени, почек, легких, сердца. Ак-сорпа - молочный суп с мясом. Казы – вид вареной колбасы из конины.

Фото: радио Азаттык

 

Из рыбных блюд популярен «коктал» — фаршированная овощами рыба, нанизанная на ветки ивы, жареная на углях.

Также к национальным блюдам относятся молочные продукты и напитки, такие как кумыс, курт (высушенный творог, очень соленый), иримшык (сушеный творог из овечьего молока) и др.

К национальным сладостям относится «шертпек», который представляет собой смесь меда и конского жира от мясного блюда «казы».

Национальный хлеб – баурсаки (жареные в казане в кипящем масле кусочки теста) и др.

Основной напиток в казахской культуре – чай. Дастархан всегда заканчивался чаепитием. Казахи в основном готовят крепкий черный чай со сливками.

По статистике, и в современном Казахстане, самый высокий процент потребления чая в мире — 1,2 килограмма в год на человека (например, в Индии эта цифра составляет 650 граммов)







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1113. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия