Студопедия — Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.






После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг - Тауке стремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформ), направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией. Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Решения совета биев име­ли обязательную силу, даже хан не мог их отменить. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кьгргызов и каракалпаков перед лицом джунгарской агрессии. Тауке особое внимание уделял укреплению государства Для этого при участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы». В его основу были положены сформировавшиеся при прежних ханах правовые нормьг «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ескi жолы» («Исконный путь хана Есима»). В период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оставалось крайне сложным. Ханы трех казахских жузов (Старшего, Среднего и Младшего) стремились отделиться от Казахского ханства и независимо править, хотя формально подчинялись великому хану. Султаны внутри каждого жуза также стремились к самостоятельности, не признавая власть малого хана. Это привело ханство к политической раздробленности. Однако Тауке удалось стабилизировать политическое положение в стране. Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками на время приостанови вторжения джунгар на казахские земли. В 1680 году джунгары напали на Южный Казахстан, уцелел только город Туркестан, где находился с войсками хан Тауке. В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы беспрерывно совершали набеги стремясь к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов. Хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа. Он опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов состоялся курултай трех жузов для решения вопроса об организации отпор а джунгарам. Было сформировано народное ополчение. В 1714 году когда жунгары нанесли Тауке хану довольно ощутимый удар, он принял решение укрепить друж.отношения с Россией и закрепить с ней союз, но Россия пока не шла на это.

 

46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.

Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и историографов цетральной азии.Оно высоко оценивалось и егот современниками, историками крнца 16-18 веков.многие из них –амин ахмад рази, махмуд ибн вали, шах махмуд чурас и другие основывали разделы своих сочинений на материалах Тарихи Рашиди. Эта книга является одним из важнейших источников, Дающих возможность раскрыть проблему этногенеза и этнической истории казахского,Киргизского, уйгурского в определенной степени и узбекского народов. мухаммед Хайдар в своем труде отразил время завершения формирования 3 тюркских народностей Центральной Азии, и формирование их завершилось в эпоху Моголистана. Они стали правопреемниками моголов, их государственности, этнического состава, достигнутого уровня социокультурного развития.одновременно вливались в эти народы части одних и тех же могольских племен и родов, что обусловило их родство.

Автор отразил в своем сочинении завершающий этап в дительном процессе сложения единой казахской народности-приобретение ею своенго национального имени. В своем кратком очерке истории казахских правителей он объясняет происхождение названия народности, показав трансформацию этнического названия «узбек-казахи» в «казахи».также он зафиксировал появление казахского этнополитического самосознания.

В его труде показано административно- военное и территориально-этническое деление государства моголистан., его социальная структура населения.

Сочинение мирзы Хайдара- единствееный труд.,где говорится о факте образования Казахског ханства. Впервые сказано о расколе племен восточного дешт-и кыпчака и туркестана на «узбеков» и «казахов». О так называемой откочевке казахов.около 1459г. Труд «Т-и-Р», прославивший автора на века, явл-ся одноврем-но памятником лит-ры, историч.источником. В.П.Юдин писал, что «Т-и-Р»-один из основных первоисточников казахского народа. Труд состоит из 2-х дафтаров.

Образцы культ-историч-х, текстологических изысканий этого труда показал Валиханов. Он определил, что 1 часть труда явл-ся историей отрасли джагатаидов, происшедшей от Туглук Тимур-хана.

Как историк-исслед-ль автор раскрывает сложную историю *,внут.и внеш.политику его властелинов, дает картину админ-полит.устройства этого гос-ва.

Уделяет огромное внимание проблемам духов.жизни *.Отмечает,что основатель Могул улуса Тоглук-Тимур-хан 1-м принял ислам, не скрывает, что среди кочев.насел-я илсм не пользов-ся попул-ю. Пишет: «В своем стремлении насадить ислам среди могулов он проявил суровость и жестокость. Так, если к-либо могул не накручивал на голову чалму, ее прибивали к голове гвоздями».

Некоторые совет.историки умаляли каз.госуд-ть,все более приближаясь к взглядам царских сатрапов.Так, А.Ф.Якунин писал,что в Каз-не было всегда 3 жуза,3 орды. Профессор С.Л.Фукссоздал особую теорию о сущности Каз.гос-ва. По его мнению,Каз.гос-во при Касыме,Хакназаре и Тевеккеле было воен.объедин-ем, возглавленным временным,более или менее устойчивым ханом,оборононительно-наступательным воен.союзом отдельных мелких гос.объедиг-й каз.«родов», предводительствуемых султанами».

 

47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».

Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX-X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу. В арабских документах, относящихся X-XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам. Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.

Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.

 

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1055. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия