Студопедия — Тема 7. Место и роль России в мировой культуре
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре






Евразийство – идейно-политическое и историко-культурное течение русской эмиграции 1920-х-1930-х гг., отстаивающее идею самобытности России, концепцию русской культуры как неевропейского феномена, отводящее России, как особому этнографическому миру, «серединное» место между Европой и Азией. Н.С.Трубецкой,Г.Ф.Флоровский, П.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин считали, что Россия принадлежит и Западу и Востоку, но не относится ни к тому, ни к другому, критиковали Восток за деспотизм и Запад за индивидуализм. Во всем противопоставляли Россию Западу. Причину революции в России видели в ее «европеизации».

Западничество – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России. П.Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский и др. критиковали отсталость в политике, пассивность народа, отсутствие индустрии. Формирование взглядов происходило на основе идей Просвещения. Не признавали за православием никаких особых достоинств.

Культурную и политическую катастрофу после революции 1917г. объясняли высшим судом над петербургским периодом истории России и над основными тенденциями новоевропейской культуры. Выступали против европоцентризма, полагали, что миссия России – вобрать в себя культурные достижения малых народов, проживающих на ее территории, лучшее в азиатской культуре и возглавить союз угнетенных народов в борьбе за свободу и независимость от культуры Запада.

Исторические особенности русской культуры определяются:

· особым географическим положением,

· христианско-православным началом в культуре (консерватизм по отношению к новому, противопоставление Западу),

· особой ролью государственности,

· византийско-имперскими амбициями (стремление к завоеванию новых территорий),

· мессианским сознанием (представление об особом великом предназначении в мировой истории),

· культурной изоляцией и последующей интеграцией с европейской культурой,

· разрывом между этнической (народная, деревенская, религиозная) и национальной культурой (городская, светская, «просвещенная»),

· культурной эволюцией в советский период,

· крахом советской культуры.

“Оттепель” хрущевского периода – термин введен писателемИ. Эренбургом.

Раскол – разделение православных верующих в России 17 века: на сторонников патриарха Никона, принявших его реформы; и на сторонников протопопа Аввакума, отделившихся от церкви (раскольников; старообрядцев).

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 1840-1850 гг., выступившее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть, патриархальность, консерватизм. Самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, в православии как единственно истинном христианстве. По мнению славянофилов И.С. и К.С. Аксаковых, И.В.и П.В. Киреевских, А.С.Хомякова «святая Русь» противостоит «гнилому Западу».

«Серебряного века» философия – представлена двумя течениями:

· философия русского космизма – течение философской и научной мысли ставящее в центр своих исследований проблему единства космических процессов и основных направлений развития человека. Основные представители Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев.

· русская религиозная философия религиозно-философское направление, в основе которого лежит переосмысление православия, развиваются идеи Богочеловечества – принцип свободной связи Бога и человека, всеединства – учение о единении людей через христианство. Исторический процесс Вл. Соловьев интерпретируеткак одухотворение человека в процессе связи с Богом, выступает против западного индивидуализма, с идеей христианского единения. Н.А. Бердяев в работе «Философия творчества, культуры, искусства» разрабатывает систему, в центре которой находится идея изначальной свободы, связанная с проблемами зла, творчества. Основные идеи Н.А. Бердяева:

Ø понимание истории как испытание свободой,

Ø противопоставление культуры (символична, религиозна, двигается сверху вниз – аристократический путь) и цивилизации (жизненна, атеистична, движется снизу вверх – демократический путь, вырастает из культуры и уничтожает ее, количественна, демократична, эгалитарна),

Ø критика западной культуры, лишенной духовности, выход видел в религиозном преображении жизни,

Ø критика идей марксизма,

Ø массы – могильщики свободы и культуры.

Н. К. Рерих – художник, ученый, исследователь индийской и тибетской культуры. Подчеркивал необходимость формирования и укрепления межкультурных контактов народов мира. Культура, по его мнению, должна передаваться от сердца к сердцу через чувствование. Она источник благородства духа, человеческого достоинства, взаимного доверия и сотрудничества.

В В. Розанов – русский писатель, публицист, философ, автор работ «Религия и культура», посвященной проблемам русской культуры, христианства и церкви и «Апокалипсис нашего времени» в которой размышляет о гибели русской культуры, язычестве, семье и др..,

Соборность – добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, особый тип общности, в которой каждый связан с другими и обладает высшей степенью свободы, Бердяев определял как «добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу».

Традиционные установки русской культуры – культуры – ориентация на прошлое, бескорыстие, духовность, непрактичность, коллективизм, экстремизм, гиперболизм, фетишизация власти, патриотизм, труд рассматривается как обязанность перед обществом и государством: коллективизм – обеспечивает способность легко уживаться с другими этносами.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия