Студопедия — Вызревание психологических знаний в недрах смежных дисциплин
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вызревание психологических знаний в недрах смежных дисциплин






Для этого периода характерны два уровня взглядов па понятие «душа»: уровень представлений о душе и уровень учений о душе.

Уровень представлений о душе (именно представлений, так как учений, естественно, еще не было) связан с религиоз­ной верой, когда все удачи и неудачи, смерть, сон и другие явления объяснялись проявлениями души.

Последовательно господствовали взгляды на душу: анимизм (вера в одухотворенность всего того, что есть на земле: камня, реки и др.); гилозоизм (Демокрит: жизнь – всеобщее свойство ма­терии, наблюдаемый мир – целостное образование); панпсихизм (душа принадлежит всему на свете, но она тоже подчиняется естественным законам и в принципе может быть познана).

Знания уровня учения о душе и «рациональной» психо­логии (но без самого термина «психология») с се представле­ниями о вечности и неизменности души связаны с извест­ными в истории науки именами Платона, Аристотеля, Теофраста и др.

Платон (427-347 гг. до н. э.): смертное тело и бессмерт­ная душа – вещи разные. Душа отделяется от тела после смерти человека. Понятие индивидуальной и мировой души.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.): душа неотделима от тела. Три типа души (растительная, животная, человеческая) преемственны, имеют различную степень развития и активности.

Теофраст (372-287 гг. до н. э.): душа проявляется в 30 типах различных характеров.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э.) (и чуть позже Клавдий Галей): мозг – орган мышления и ощущений. Уче­ние о темпераментах. Связь темперамента с телосложением.

Фома Аквипский (1226-1274): самопознание возможно. Первые робкие понятия сознания человека и понятие личности.

Фрэнсис Бэкоп (1561-1626): душа и тело существуют раздельно, но есть душа божественная и душа телесная. Изу­чение души требует эмпирики, а не умозрительных подходов. Роль общества в познании.

Декарт (1596-1650): сознание (вводится впервые!) – критерий для различения души от тела («мыслю, значит, су­ществую»). Душа принадлежит только человеку. Понятие реф­лекса (впервые!): действия организма вызваны внешними воздействиями, которые по нервам перемещают телесные духи и напрягают определенные группы мышц. Психофизический подход к душе и телу: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

Дж. Локк (1632-1704): понятие «перцепция» (некий це­лостный процесс пассивного, неосознаваемого отражения воз­действий окружающего мира). Существует внешний опыт – для формирования простых идей через чувства и внутренний – для объединения простых идей в сложные. Опыт познается только через самонаблюдение, т. е. опыт фактически тожде­ствен самонаблюдению.

Г. Лейбниц (1646-1716): понятие «апперцепция» (про­цесс активного, осознаваемого отражения воздействий среды, недоступного самонаблюдению). Понятие «ассоциация» (про­цесс соединения простых идей в сложные). Понятие «ассоци­ативная» психология.

X. Вольф (1679-1754): понятие «эмпирическая» психо­логия (сам термин «психология» предложен для всеобщего использования, хотя появление его связывают с более ранни­ми периодами) с ее интроспективными подходами к приоб­ретению опыта.

П. Бугер (1730-1811), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), С. Стивенс (1896-1980): основы психофизики. Законы дифференциальных порогов ощущений. Закон изменения ощущении как функции величины стимулов-воздействий.

И. Гербарт (1776-1841): психология должна использо­вать опыт, метафизику и математику. Понятие -«порог созна­ния» как граница между бессознательным и сознанием. Спо­собности не первичны, это продукт естественного развития психики.

Ч. Дарвин (1809-1882): некоторые формы поведения человека имеют эволюционное происхождение и основаны на естественном отборе. (Кстати, сам Дарвин не был твердым сторонником идеи происхождения человека именно от обезь­яны. Его представления несколько иные: начало жизни поло­жено Богом, а затем последовал долгий процесс эволюционно­го развития. Он утверждал, что современники поняли его теорию неверно. На вопрос о начале цепи развития животного мира ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».)

Г. Спенсер (1820-1903): принцип приспособления орга­низмов к среде (ассоциации, сопровождаемые чувством удо­вольствия, закрепляются у человека и наследуются потомка­ми). Понятие объективной и субъективной психологии (пер­вая объясняет все психические явления работой нервно-мы­шечных устройств, вторая ограничивает познание сферы чувств и мышления исключительно субъектом).

Г. Гельмгольц (1821-1894): организм – это физико-хи­мическая среда. Факт конечности скорости распространения нервных процессов. Начало исследованиям феномена «время реакции».

Ф. Гальтон (1822-1911): понятие «дифференциальная» психология (различия в психике людей обусловлены наслед­ственностью, но не социальным опытом). Учение о евгенике: на основе законов наследственности создать породу особо одаренных людей. Метод «близнецов», метод статистической зависимости (корреляции) между свойствами психики. Идея использования тестов для определения индивидуальных раз­личий.

И.М. Сеченов (1829-1905): природа всех актов созна­тельной и бессознательной психики рефлекторна. Рефлекс – не простая пассивная физическая реакция психики на внеш­нее воздействие, а целостный развивающийся акт организма, согласование движения с чувствованием, выполняющим сигнальную роль. (Рецептор выполняет лишь сигнальную функ­цию для работы мышц. Сигналы мышечного чувства «обуча­ют» индивида восприятию пространственно-временных свойств среды и основам элементарных свойств мышления. Далее в процессе жизни возникают высшие формы познания.) Осно­вы для ввода понятия «обратной связи» как регулятора по­ведения (саморегуляция).

X. Джексон (1835-1911): у человека различным психи­ческим функциям соответствуют различные структуры голов­ного мозга.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия