Студопедия — Начало национально-духовного возрождения на западноукраинских землях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Начало национально-духовного возрождения на западноукраинских землях






 

Национальное возрождение охватило и Восточную Галичину. Но тут оно не стало таким сильным. Интеллигенция была представлена преимущественно сельским духовенством, которое не отваживалось на решительные действия. Престижные немецкий и польский языки в образовании и официальной сфере вытесняли украинский язык исключительно в бытовую сферу. Однако под воздействием национального возрождения в Чехии и Польше западноукраинской интеллигенцией все больше овладевала национальная идея.

 

«Русская троица»

 

Эпицентр народоведческого движения в З0-е гг. XIX в. перемещается во Львов. Именно здесь многие студенты были охвачены идеей межславянского единения и пробуждения национального самосознания. Выдающимися лидерами патриотически настроенной молодежи в начале 30-х гг. стали студенты Львовского университета Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий. Их содружество было названо «Русской троицей». В 1832 г. они сплотили вокруг себя единомышленников, целью которых было возрождение престижа родной культуры. Они работали над очищением языка от надуманных «изысканностей» и преобразованием его в понятный язык, а также над пробуждением национального сознания народа.

«Русская троица» развернула большую фольклористически-собирательскую работу. В 1836 г. Вагилевич сделал первый перевод «Слова о полку Игореве» на живой украинский язык. Шашкевич создал «Читанку для діточок», готовил грамматику и словарь украинского языка. В трех церквах «тройчане» читали религиозно-нравственные проповеди на украинском языке. Деятели «Русской троицы» популяризировали славные страницы прошлого. Они изображали казачество как символ национально-освободительной борьбы народа, делали упор на том, что Богдан Хмельницкий считал Волынскую, Галицкую, Львовскую и Берестейскую земли неотъемлемой частью всей Украины.

Головацкий активно переписывался с известными деятелями славянского возрождения на Западе и прежде всего с Павлом Шафариком. Благодаря переписке с М. Максимовичем, И. Бодянским, И. Срезневским «Русская троица» обогащалась лучшими достижениями национального подъема на Левобережье и Слобожанщине. Под влиянием общеславянского движения «Русская троица» внесла в программные документы идею воссоединения всех украинских земель в составе будущей федерации.

На основе своих фольклорных записей и публицистических произведений члены «Русской троицы», минуя львовскую цензуру, в 1827 г. издали в Будапеште альманах «Русалка Дністровая». В нем были помещены народные песни, думы, легенды, исторические документы, раскрывавшие героическое прошлое, занятия, быт и культуруукраинского народа. Эти материалы и публицистические статьи возвеличивали борьбу украинского народа за свое освобождение, поэтизировали народных героев и провозглашали необходимость воссоединения всех украинских земель. Выход «Русалки Дністрової» являлся своеобразным вызовом демократической молодежи государственной и клерикальной реакции, протестом против денационализации и разъединения украинских земель. Поэтому не удивительно, что власти враждебно встретили альманах, конфисковали и уничтожили почти весь тираж (за исключением 250 экземпляров), а его авторов привлекли к судебной ответственности и длительное время преследовали. Шашкевич умер в 1843 г., Вагилевич подвергался новым преследованиям после революции 1848 г. и отошел от активной общественной деятельности. Головацкий фактически до смерти (1899 г.) остался верным избранному в молодости делу.

 

Влияние революции 1848 г.

 

Революционные события 1848 г. политизировали национально-духовную жизнь Галичины. Львовские украинцы от имени всего украин­ского населения края 19 апреля направили австрийскому цесарю петицию с требованием кардинальных преобразований в культурной сфере. Делая упор на автохтонности и давней государственности украинского населения Галичины, они требовали введения в школах украинского языка, издания законов украинском языке и знания его всеми чиновниками, уравнения в духовенства всех конфессий, предоставления украинцам права доступа ко всем государственным учреждениям.

Возлагая надежды на добрую волю австрийского правительства, галицкая интеллигенция одновременно переходила к пониманию необходимости активизации собственных усилий в политической сфере. Светская и низшая духовная интеллигенция 2 мая 1848 г. создала национально-политическую организацию Русская рада. Она должна была представлять и отстаивать в австрийской империи интересы украинского населения Галичины. В выработанном программе обосновывалась принадлежность украинского населения Галичины к единому украинскому народу, подчеркивались глубокие исторические государственные традиции края. Программ призывала к национальному пробуждению, активной деятельности по улучшению положения народа в рамках австрийской конституции.

Революционный подъем охватил и провинцию. По примеру Львова возникло около 50 местных советов, в том числе 12 окружных. Усилилось давление на центральные органы власти. Под воздействием массового политического и национально-культурного движения галичан австрийское правительство 9 мая 1848 г. пообещало удовлетворить требования. Это была крупная победа патриотических украинских сил.

К национально-освободительной направленности Русской рады неблагосклонно отнеслась польская Рада народова. Она выступила против ее самостоятельности, стремления выделить национальное движение украинского общества из общегалицкого, в котором участвовали и поляки. Под влиянием Рады народовой часть ополяченной украинской шляхты, не пожелавшей отделяться от высшего слоя польского общества, создала собственную организацию – «Русский собор», которая была призвана отстаивать идею независимости Польши, в состав которой должна была входить и Галичина, под эгидой Габсбургов.

Национальное противостояние в стране обострилось и угрожало перерасти в вооруженную борьбу. Оно стало особенно опасным, когда пропольски настроенные силы начали создавать собственную гвардию, а проукраинские - отряды русских стрелков.

С целью снятия конфронтации в начале июня в Праге состоялся Славянский съезд, в работе которого принимали участие представители Русской рады, Рады народовой и «Русского собора». Съезд принял решение о равноправии украинского языка в школах и государственных учреждениях, равенстве всех национальностей и вероисповедании, создании общей украинско-польской гвардии и руководящих органов. Острую дискуссию вызвало предложение украинской депутации разделить Галичину на украинскую и польскую части.

Своими активными действиями украинское население добилось права на свое представительство в первом австрийском парламенте, начавшем работу 10 июля. Интересы украинцев представляли 39 депутатов. Абсолютное большинство из них (27) были крестьянами. Украинские депутаты предложили парламенту рассмотреть вопрос отерриториально-национальном делении Галичины. Оживилась практическая деятельность Русской рады. Летом 1848 г. она утвердила решение о создании «Галицко-русской матицы», которая должнабыла ведать организацией издания школьных учебниковна украинском языке. Под нажимом национальных сил власти в конце года открыли во Львовском университете кафедру украинскогоязыка и литературы. Первым ее заведующим стал Я. Головацкий.

Национально-политический подъем в Галичине продолжался недолго. Он пошел на спад после перехода реакции в наступление. 7 марта 1849 г. был распущен австрийский парламент, затем отменена конституция и возобновлена прежняя централизаторско-бюрократическая административная система. Летом 1851 г. власти запретили деятельность Главной русской рады, но вытравить из сознания патриотически настроенной украинской общественности память о своих успехах в революционный 1848 г. они были бессильны.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия