Студопедия — Опорные категории и термины теории культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Опорные категории и термины теории культуры






КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРОЛОГИЯ – отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную систему и форму бытия, порожденную «сверхприродными» качествами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ – совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять культура по отношению к человеку и сообществу людей.

Функции культуры:

- преобразовательная (освоение и преобразование мира);

- защитно-адаптивная (экологическое равновесие человека и среды);

- коммуникативная (общение, язык, техника связи);

- сигнификативная (создание знаковой системы действительности);

- охранительная (накопление и хранение информации);

- «психологической разрядки» (игра, праздник, рекреация).

(Функции культуры обоснованы Э.В.Соколовым. См.: Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции

культуры. Л., 1989)

МОДАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ – (мера, способы функционирования):

1. Человеческая – совокупность внебиологически обретаемых потребностей, способностей, умений, навыков.

2. Деятельная – вырабатываемые способы опредмечивания, распредмечивания, общения.

3. Предметная – «вторая природа» людей, выраженная в их творениях.

СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ – носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.

Субъектами культуры могут выступать:

- индивид, личность, индивидуальность;

- семья;

- малая (контактная) группа;

- классы, сословия, иные большие группы населения;

- этносы;

- региональные сообщества;

- человечество.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ:

- учебно-воспитательные учреждения;

- трудовые коллективы;

- войсковые соединения;

- учреждения искусств;

- культурно-досуговые учреждения;

- санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения;

- средства массовой информации;

- политические партии;

- религиозные конфессии;

- общественные объединения;

- государство.

 

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это система единых ценностей, образцов духовной жизни и миропонимания, которые выработало человечество на протяжении своего развития.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенционально, т.е. направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые – подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации – имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения.

Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества /День науки в СПб гуманитарном университете профсоюзов 23-24 мая

1996 года. С.98.

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – система духовных ценностей, отражающих идеалы современного человека и определяющих направленность личности на добровольное, осознанное служение обществу; это совокупность способов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность.

ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ:

- ценностно-ориентационная;

- нормоориентирующая;

- социально-консолидирующая;

- индивидуализирующая.

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных общностей и другими последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизированным характером производства и потребления, широким тиражированием произведений искусства, которые утрачивают свою уникальность.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана – это массовая культура, продолжающая оплодотворять высокую культуру современности.

Лихачев Д.С. Достоинство культуры //Огонек.

1985. № 48. С.11

СУБКУЛЬТУРА – совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определенных возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

- эстетическая;

- познавательная;

- воспитательная;

- коммуникативная.

ИСКУССТВО – единственный инструмент культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникально-природно-социально-культурного существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство. дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 571. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия