Студопедия — Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский (Федор – буквально с греческого дар Бога) родился в семье врача Московской больницы для бедных
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский (Федор – буквально с греческого дар Бога) родился в семье врача Московской больницы для бедных






(1821-1881)

 

Федор Михайлович Достоевский (Федор – буквально с греческого дар Бога) родился в семье врача Московской больницы для бедных. Его отец был человеком крутого нрава. Когда ему удалось приобрести небольшое имение, отношения с крестьянами не сложились, и однажды барина нашли в телеге с проломленным черепом. По версии следствия, так Достоевскому-отцу отомстил возница за поруганную честь своей сестры. Отношения Федора Достоевского с отцом всегда были непростыми. После известия о его страшной смерти у Достоевского случился первый приступ эпилепсии, которую римляне считали священной болезнью. Свои ощущения от эпилептических припадков Достоевский впоследствии «отдаст» одному из самых дорогих для него героев – князю Льву Николаевичу Мышкину. Воспоминания о матери на протяжении всей жизни Достоевского оставались светлыми. Мать была набожной, тихой женщиной. Из детства Достоевский помнил посещения церкви, иконы, пение хора, общение с няней Аленой Фроловной, чтение детям перед сном историй из Священного писания.

В жизнь Достоевского рано вошла тема денег, и не случайно она стала одной из главных в его творчестве – от денег-милостыни («Преступление и наказание») до денег-испытания («Идиот»). В Инженерном училище Достоевский узнал, что такое нужда: порой у него не было средств на покупку сапог, на чай. По окончании училища он точно знал: его мечта – литературное поприще. Дебютом молодого писателя стал в 1847 г. роман «Бедные люди», а его героем – не только пожилой чиновник Макар Девушкин, но и сам Петербург. В.Г. Белинский, прочитав роман и поняв его в духе «натуральной школы» и социальной критики, предрек Достоевскому большое будущее. Однако в судьбе дебютанта назревал коренной перелом. Увлеченный идеями переустройства российского общества, он вошел в конспиративный кружок Петрашевского. В 1849 г. Достоевский был арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни. Непосредственно перед исполнением приговора осужденному сообщили о замене смертной казни ссылкой в Омский острог. Так на долгие годы Достоевский стал каторжным, узнавшим мир преступников изнутри.

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» – это первый роман так называемого «пятикнижия» Достоевского, в которое входят «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Действие идеологического романа не случайно происходит в Петербурге – его Достоевский называл «самым фантастическим, самым умышленным городом в мире». Писатель чувствовал дух петербургского мифа, считая город Петра метафизической столицей мира. Его город неправилен и дисгармоничен настолько, насколько «вывихнут», неправилен и дисгармоничен мир. Петербург Достоевского – урбанистический символ, намеренно лишенный гармонической стройности и классического спокойствия столицы. В тесных каморках-«гробах», в дурно пахнущих распивочных и съемных углах города герои писателя решают вопросы о судьбах мира, человечества и живут в предчувствии катастрофы. Один из главных философских символов «Преступления и наказания» – это каморка Раскольникова, которая сравнивается со шкафом, сундуком и, наконец, гробом. Именно в таких каморках созревают преступные идеи нищих студентов о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Каморка Раскольникова – это символ самоизоляции человека, символ метафизического самоубийства личности.

Проблема главного героя в том, что он отпадает от Бога, отпадает от христианских ценностей и народного этического бытия. Раскольников – это трагический гуманист, человек, способный на сочувствие, на гуманный порыв, но вынужденный убивать; это «русский Гамлет», раздираемый «проклятыми» вопросами.

За криминально-бытовой фабулой в романе «Преступление и наказание» постоянно мерцает мифологический план повествования. Достоевский противопоставляет открытое пространство закрытому. Открытое пространство – это площади, улицы, мосты, символы народной жизни. Здесь смеются, плачут, кричат, дерутся, скандалят. Искусство Достоевского основано на «болевом эффекте». Сенная площадь – мифологический центр романа, место языческого культа земли. Соня говорит Раскольникову: «Выйди на перекресток, встань на колени и покайся». Представлена в романе и стихия воздуха, Раскольникову часто нечем дышать («Душно! Воздуху!»), в Петербурге пахнет известкой, сыростью; рыбой и пивом несет в городских кабаках. Мистически связана с Раскольниковым и его демоническим двойником Свидригайловым стихия воды: однажды Раскольников уже готов прыгнуть с моста в грязную воду канала – она таинственным образом притягивает его; самоубийство Свидригайлова происходит сырой ночью, идет сильный дождь, гремит гром. Достоевский создает особое мифологизированное пространство, в рамках которого герои-двойники выстраивают тот мир, в котором в результате не смогут жить.

 

Роман «Идиот»

Это особый роман в истории русской классики: в нем инициатором скрытого, тайного или, по словам самого Достоевского, «неисследимого», сюжета выступает рыцарь добра – эпилептик Лев Николаевич Мышкин (противопоставление «сильного» имени Лев – евангельского символа – и подчеркнуто «беззащитной» фамилии Мышкин). Одного взгляда ему достаточно, чтобы обнаружить опасности, таящиеся в чужих судьбах. Одним криком «Парфен, не верю!» он может остановить собственное убийство. х Мышкин смотрит в чужие лица и узнает все. Он знает больше, чем может знать человек. Его слово и предчувствие опасны. В мире этому человеку открыто многое, но его трагедия заключается в том, что он ничего не может изменить.

У князя Мышкин есть несколько прототипов:

1. Современник Достоевского, меценат, человек странный, необычный, общавшийся и с аристократами, и с проститутками – граф Кушелев-Безбородко.

2. Материалом для создания образа Мышкина стали переживания самого Достоевского: писатель долгое время был болен эпилепсией, каждый приступ которой мог закончиться смертью.

3. В подготовительных материалах к роману Достоевский несколько раз назвал Мышкина «положительно-прекрасным человеком» и «князем Христом» – следовательно, можно считать сакральным, евангельским прообразом героя Иисуса Христа.

4. Нельзя забывать и том, что Достоевский всегда восхищался романом Сервантеса «Дон-Кихот» с героем деятельного добра в центре.

 

Об «Идиоте» говорят как о романе с мощным мифологическим течением, что вообще характерно для Достоевского. Но безапелляционно нельзя говорить о том, что скрытым мифом романа является второе пришествие Христа на грешную землю. Достоевский не использует мифы в готовом виде, механически. А творчески осваивает их. Безусловно, многие герои чувствуют необычность Мышкина, они смутно угадывают в нем святость и ждут чудес. Но Мышкин – это как бы Христос без чудес, поскольку Достоевский считал, что вера в человека или Бога не нуждается в доказательствах, в чудесах. Сама вера выше чудес.

Парфен Рогожин хотел бы исцелиться от безумной страсти. Гордая Настасья Филипповна, в образе которой угадываются черты библейской раскаявшейся блудницы Магдалины, страдает и мечется. Рядом с ними живет человек, обреченный на смерть и страстно желающий жить, – это Ипполит. Но ни с кем из них Мышкин не совершает чуда, он никого не спасает и не исцеляет, однако у него есть очень важная черта: доминантой образа Мышкина является способность к самопожертвованию.

Роман «Идиот» построен особенным образом. Во-первых, у него кольцевая композиция: приехав с сырой и мрачный Петербург со швейцарского курорта, через короткое время несчастный Мышкин после нечеловеческой борьбы за чужие души становится умалишенным и отбывает в швейцарскую клинику уже навсегда. Во-вторых, в романе есть несколько пророческих историй, которые как бы предвосхищают, предсказывают судьбы разных героев. В центре – история о «швейцарском рае», дорогая для Достоевского детская тема. Бедную девушку Мари соблазнили и бросили, ее осудила собственная мать. В результате Мари умирает, но ее смерть просветлена любовью детей. Параллель: как и Мари, Настасья Филипповна согрешила, от нее все отвернулись, но Мышкин ее понимает. Но разница в том, что Настасья Филипповна жаждет спасения и прощения одновременно из гордости не готова это прощение принять. Она бунтует против того мира, который воспринимает ее как грешницу, как «товар», как бездушную красоту. История Настасьи Филипповны – содержанки Тоцкого – связана с опошленным вариантом мифа о Пигмалионе и Галатее: богатый и циничный Тоцкий создает себе идеальную возлюбленную-наложницу, совращая юное существо. Настасью Филипповну в романе окружают символы смерти; у нее есть предчувствие близкой гибели от ножа Рогожина; об этом говорит даже фамилия героини – Барашкова (барашек – это у евреев жертвенный агнец). Тоцкий торгует ею, планируя жениться на Аглае Епанчиной. Идет торг за страдающую женщину. Лучше всего страдание Настасьи Филипповны чувствует Мышкин, принимая ее муки в свою душу. Символичная сцена: в начале романа он смотри на ее портрет и по складочкам на лице замечает: «Она удивительно красива. Эта женщина много страдала». Кто же может ее судить в безнравственном обществе? Кто имеет на это право? Вот вопросы, которые Достоевский ставит перед читателями. Настасья Филипповна обречена. Главный мотив романа «Идиот» – это мотив неизбежной жертвы: жертвами безумного мира станут и Барашкова, и сам Мышкин.

По утверждению М.М. Бахтина, сюжет «Идиота» разворачивается в особой карнавализованной атмосфере. И если вокруг Мышкина эта атмосфера просветленная, то вокруг Рогожина и Настасьи Филипповны она мрачная, инфернальная (как инфернальный символ выступает дом Рогожина, похожий на лабиринт). Для карнавала характерны парадоксальные ситуации, разоблачения, неожиданные встречи, фамильярный контакт между людьми разных сословий, увенчания и развенчания, превращения и путаницы. Закон карнавала – это публичность, площадь. Так, в «Идиоте» уже на первой странице в купе вагона странно встречаются нищий князь и богатый купчик, «светлый» и «темный» (см. портреты героев), чтобы стать братьями во Христе, обменяться крестами и вместе пережить убийство Настасьи Филипповны. Поведение Мышкина часто выглядит неуместным, эксцентричным. Но за этим «идиотизмом» скрывается его главное качество – умение любить людей такими, какие они есть, умение видеть в человеке скрытое, тайное. Мышкин способен одновременно любить двух женщин – Настасью Филипповну и Аглаю. Он не такой, как все, почти бесплотный, сотканный из особой метафизической материи. Он не вписывается в окружающую жизнь, выходит за пределы житейской логики. Достоевский оживляет фабулу о мудрости безумца: в романе «Идиот» он показывает, что сознание и душа «положительно-прекрасного человека» не могут вынести такую меру и степень страданий, которые ему уготованы. Россия для Достоевского – это темный хаос, в который погружается Мышкин. Здесь страдают многие, многие находятся на грани безумия: Ипполит готов бросить вызов Богу, Рогожин охвачен безумной страстью, толкающей его на убийство. Время в романе Достоевского необычайно стремительно, насыщено скандалами, философскими спорами, уплотнено. Но вместе с тем первая часть «Идиота» – это один день, раздвинутый до бесконечности, вместивший множество событий.

Финал «Идиота» – это тоже тайна. Последнюю ночь Мышкин и Рогожин проводят у трупа Настасьи Филипповны; идиот гладит убийцу по лицу, из глаз Мышкина бегут слезы – он уже ничего не понимает и не слышит. Но это не все. Достоевский показывает, что на суде Рогожин ведет себя как-то странно. В его душе будто происходит какой-то скрытый процесс, он сосредоточен на тайной мысли. Как знать, может быть, Мышкину все же удалось спасти душу Парфена перед безвозвратным уходом в мир безумия?

 








Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия