Студопедия — Ловушка одержимости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ловушка одержимости






 

Отдаваясь во власть сильного чувства, слишком сильного желания или находясь под властью некой идеи, человек может войти в состояние одержимости, и это делает его опасным — как для других, так и для него самого.

В период одержимости у человека возникает доминанта — центр возбуждения в головном мозгу, подавляющий все прочие желания и потребности, игнорирующий сопротивления, которые лишь дополнительно усиливают его, перераспределяющий силы и гонящий человека в одном — заданном доминантой — направлении.

Страстно добиваясь чего-то, человек упускает из вида другие свои потребности, менее выраженные, но не менее важные. Смыслом жизни для него становится борьба за достижение цели, добившись которой, он, как правило, теряет к ней интерес и нередко впоследствии сожалеет об упущенных в процессе борьбы возможностях и растраченных силах

Вредные для вас доминанты возникают в период любовной страсти, в период неодолимой тяги к импульсивным покупкам, тяге к игре, одержимости ненавистью, гневом и т.д.

Примером попадания в ловушку одержимости может служить даосская притча, которая называется «Любовь к камню».

 

Жил когда-то богатый купец и владел он драгоценным камнем, равного которому не было на всей земле. Любил он этот камень больше всего на свете и никогда с ним не расставался.

Днем и ночью любовался купец своим камнем, забывая о сне и еде, и здоровье его от этого стало ухудшаться. Забеспокоилась жена купца — так недолго и мужа потерять, и, захватив с собой деньги и дары, отправилась за советом к мудрому даосу, слава о котором летела во все стороны быстрее стрелы, пущенной из тугого лука.

Даос благосклонно принял подарки и, обещав помочь, отправил несчастную женщину восвояси.

Через две ночи наступило полнолуние, и влюбленный в камень богач вышел в сад, чтобы полюбоваться, как лунный свет играет на гранях его сокровища, зажигая в мерцающей глубине камня разноцветные огни.

Вдруг холодное дуновение коснулось щеки купца и, обернувшись, он увидел рядом с собой словно сотканную из мрака безликую фигуру в странной одежде из лохмотьев и перьев.

— Кто ты и что ты здесь делаешь? — дрожащим голосом спросил богач, с ужасом вглядываясь в зловещие очертания незнакомца.

— Я — твоя смерть и пришла за тобой, — ответил странный глуховатый голос.

— Но я еще молод и не хочу умирать, — севшим от страха голосом прошептал купец.

— Я могу выполнить твое последнее желание, — сказала смерть. — Проси, что хочешь, кроме одного — остаться жить на земле.

— А я могу и после смерти не расставаться с камнем? — спросил богач с затаенной надеждой.

— Конечно, если таково твое желание, — равнодушно ответила смерть. — И ты, и твое сокровище будете навечно заточены в холодной непроглядной тьме. Ты не сможешь видеть свой камень, но будешь вечно сжимать его в руках.

— И я больше никогда не увижу луны?— тоскливо спросил купец.

— Ты никогда больше не увидишь пи луны, ни сада, ни родных, — захохотала смерть. — Ты не сможешь любоваться цветами, ласкать жену, вкушать лакомства, греться на солнце и подставлять лицо летнему ветерку. Но зачем тебе все это? Всю свою жизнь ты видел только одно — драгоценный камень, и после смерти ты не расстанешься с ним.

— Дай мне срок проститься с родными, — отчаянно закричал богач, падая на колени. — Я сделаю все, что ты захочешь, только оставь мне еще один день!

— Ладно, — говорит смерть, — я подарю тебе один день, если взамен ты отдашь мне свою драгоценность.

Протянул купец смерти камень, даже не взглянув на него, и бегом бросился в дом. Мечется по комнатам, жену зовет, а ее нигде нет. Выбежал снова в сад, смотрит — у ворот жена стоит и держит в руках его заветную драгоценность.

— Откуда у тебя камень? — теряя рассудок, завопил богач. — Тебе его дала смерть?

— О чем ты говоришь? — удивилась жена. — Мне отдал его даос, когда выходил из нашего сада.

Понял тогда купец, с кем он вел беседу. Заплакал он от облегчения, потом рассмеялся, обнял жену, забралу нее камень и, размахнувшись, зашвырнул его в реку.

С тех пор изменился купец. Стал веселым, щедрым и, как никто, научился наслаждаться жизнью. И не удивительно — уж он-то знал, что в любую минуту за ним может прийти смерть.

 

Контрприемом является отслеживание порождающих состояние одержимости доминант, следование которым не совпадает с вашими реальными интересами, устранение или ослабление их.

Доминанта исчезает в двух случаях:

1) Если потребность, заложенная в этой доминанте. удовлетворится;

2) Если возникнет другая доминанта, способная оттеснить первую на второй план.

В притче «Любовь к камню» даос для того, чтобы вырвать купца из ловушки одержимости создал другую, значительно более сильную доминанту — страх неминуемой смерти. Благодаря проведенной даосом эффективной шоковой терапии купец взглянул на свою жизнь и на окружающий мир с другой точки зрения и в одно мгновенье осознал, что одержимость камнем мешала ему замечать множество других, значительно более важных и прекрасных вещей, которых он лишается навсегда, даже не успев насладиться ими.

В учении Шоу-Дао для устранения или ослабления доминант часто используется медитация «воспоминаний о том, чего не было». Эта медитация выполняется в случае, когда по какой-то причине человек не может удовлетворить некую важную для него или доминантную потребность. Она заключается в детальном представлении процесса удовлетворения потребности и итогов этого удовлетворения. При правильном выполнении подобной медитацией можно в значительной степени снять возникающее от неудовлетворенности напряжение.

Другой способ выбраться из ловушки одержимости — отвлечение, т.е. целенаправленное создание другой доминанты, оттесняющей исходную на второй план. Например, человек, одержимый гневом или каким-то иным сильным чувством, может израсходовать избыточную энергию, занимаясь спортом или физической деятельностью, требующей полной концентрации внимания и сил. Если одержимость не очень сильно выражена, можно переключиться на любой другой увлекающий вас вид деятельности.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 293. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия