Студопедия — Понятия, относящиеся к восприятию звука
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятия, относящиеся к восприятию звука






Прежде всего, определим, термины - слуховой и звуковой объекты, поскольку в литературе их нередко смешивают. Поня­тие слуховой объект относится к области ощущений, к воспри­ятию, понятие звуковой объект - к источнику звука, к стимулам.

Познакомимся еще с одним понятием, называемым слу­ховым образом. Каждый слуховой образ со­держит информацию о направлении на источник звука, объект, и его удаленности (т.е. в совокупности, о местонахождении ис­точника), о громкости звука, высоте тона, если таковая подда­ется определению (бывают атональные звуки), и тембре звука.

Громкость - отображение интенсивности акустического колебания, зависит от значения звукового давления или интен­сивности звука.

Высота тона определяется частотой колебаний. При­нимают, что между высотой тона и частотой синусоидального акустического сигнала существует взаимно однозначное соот­ветствие: каждому значению частоты в герцах соответствует единственное значение высоты тона по той или иной психоаку­стической шкале и каждому значению высоты тона соответст­вует единственное значение частоты. Для любого другого аку­стического сигнала подбирают на слух синусоидальный сигнал, эквивалентный ему по высоте тона, измеряют его частоту и об­ращаются к сенсорной характеристике в координатах "частота -высота тона". Сигналы, которым можно приписать определен­ное значение высоты тона, называют тональными. Простейший тональный сигнал - синусоидальное колебание. Несинусои­дальные тональные сигналы не обязаны быть периодическими функциями, бывают также хаотические или импульсные то­нальные сигналы. В спектре тонального сигнала может не быть составляющей с частотой, эквивалентной по высоте тона сину­соидальному сигналу.

Тембр - нечетко очерченное понятие, которое включает в себя все признаки звукового образа, кроме громкости, длитель­ности и высоты тона. Этим объясняется, что специалисты раз­личных профессий - музыканты, звукорежиссеры, инженеры - звукотехники - вкладывают в это понятие разное содержание и описывают его в разных терминах.

Качество звуковой аппаратуры и звукового вещания (ЗВ) определяется тем, насколько точно передаются и воспроизво­дятся тембральные характеристики звуков: не появляются ли посторонние призвуки и хрипы, сохраняется ли звонкость, объ­емность и полнота звучания. От такого описания тембра пере­ходят к искажениям сигналов - частотным, фазовым, нелиней­ным - и к техническим показателям (параметрам качества) зву­ковой аппаратуры. В музыкальной акустике тембр звучания пев­ческих голосов и музыкальных инструментов описывают иначе: говорят о составе обертонов, атаке и затухании звука, модуля­ции (вибрато и тремоло). От такого описания удобно перехо­дить к особенностям возбуждения звука голосом, особенностям музыкальных инструментов, приемам извлечения звука.

Основным источником формирования звуковых образов является слух. Нельзя отрицать влияния других органов чувств, в первую очередь, зрения. Выше уже указывалось на участие зрения в создании установки на престижную фирму при прослу­шивании звучания роялей. Такова же роль установки на имя и облик исполнителя при оценке его исполнения.

Зрительные или иные стимулы могут маскировать те при­знаки звукового образа, для наблюдения которых нужны внима­ние и оперативная память. Эти обстоятельства учитывают при проектировании звукотехнической аппаратуры и особенно при организации испытаний методом экспертных оценок качества.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 667. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия