Студопедия — Интенция, рождающаяся в теле
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интенция, рождающаяся в теле






Посреди этого первоначального хаоса, неясного и расплывчатого, имеющегося или приобретаемого слияния, пред-дифференциации, находящейся у ис­токов преждевременной дифференциации, динами­ка индивидуации опирается на явление интенции, ее идентификацию и ее признание. Если мы принимаем гипотезу поля и тем самым гипотезу локализованной активности, локализованной речи, неясная интенци-ональность, которая изначально является всего лишь направленность понимания, в гораздо большей степе­ни должна служить открытию и/или изобретению го­ворящей речи, чем сказанной речи; по крайней мере, надо искать говорящую речь в сказанной речи.

Тело «не просто одно среди множества всех выра­зительных пространств... Наше тело — первопричина всех остальных [пространств], само движение выра­жения... первоисходная операция означения, в рам­ках которой выражаемое не существует отдельно от выражения»95. Значение делает одушевленным мое

93 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 229
(русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология воспри­
ятия, с. 254-255)

94 Perls E, Hefferline R., Goodman P. Op. cit.

95 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 171,
193 (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология воспри­
ятия, с. 195 - 196, 220).


тело точно так же, как оно одушевляет мою рождаю­щуюся речь. Интенциональность и телесность про­буждают друг друга. И это не в связи с ясными зна­чениями, выработанной идеей, что другой общается со мной или скорее я общаюсь с ним, но в силу неко­его телесного стиля бытия, говорящей речи, которая может быть вербальной или невербальной. И приня­тие мной интенциональности другого не является об­думанной мыслью, рефлексивным и эксплицитным осознанием, а есть некоторая модальность моего су­ществования в модусе «затронутого бытия».

«Общение, или понимание жестов, достигается во взаимности моих интенций и жестов другого, моих жестов и интенций, читающихся в поведении друго­го. Все происходит так, как если бы интенции другого населяли мое тело, а мои интенции населяли тело дру­гого. Жест, свидетелем которого я являюсь, "очерчи­вает пунктиром" интенциональный объект. Этот объ­ект становится актуальным и полностью понимается, когда способности моего тела приспосабливаются к нему и его охватывают. Жест находится передо мной как вопрос, он указывает мне определенные чувстви­тельные точки мира, призывает меня присоединиться к нему»96, — замечательно пишет Мерло-Понти.

Первый контакт устанавливают не столько слова, а некая значимая интенция, которая приводит в дви­жение речь и тело в некоем имплицитном регистре. Пациент встречает некое лицо, и осознанно или не­осознанно испытывает на себе действие его интенци­ональности. В таком именно смысле совершающее­ся на ощупь переведение в слова того, как другой за­трагивает меня, отражает некоторое число признаков,

96 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 215-216 (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология воспри­ятия, с. 242).


158


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого 159


 


которые могут позволить сообразовывать его импли­цитную нацеленность и тем самым способствовать его дифференциации.

Экспрессивность тела необходимо отличать от на­мерения обозначать. В самом деле, факт обозначе­ния состоит в использовании некоего знака для ука­зания другому человеку на объект и его смысл. Выра­жать нечто не подразумевает опосредования при по­мощи знака. Улыбка не знак, в котором я мог бы уви­деть некий смысл; она телесная модальность смысла, интенциональность, переживаемая субъектом; и она будет наделена смыслом в ее восприятии другим че­ловеком; смысл создает ответная реакция.

Телесное переживание субъекта редко бывает не­зависимым от интенциональности, которой оно чре­вато. Чтобы убедиться в этом, я предлагаю читателю проделать небольшой и очень простой эксперимент. Сосредоточтесь, вытените руки перед собой и слегка коснитесь кончиком указательного пальца левой руки указательного пальца правой руки. Удержите в памя­ти те ощущения, которые вы смогли идентифициро­вать в каждом из ваших указательных пальцев. Затем повторите тот же жест наоборот, т. е. указательным пальцем правой руки коснитесь указательного паль­ца на левой. Вы, без сомнения, заметите, что ощуще­ния двух ваших указательных пальцев различны и за­висят от того, была ли вашему указательному пальцу присуща интенциональность «коснуться» или «чтобы его коснулись». Со строго механической точки зре­ния ощущение должно быть одним и тем же. Но ког­да тот палец, который касается, превращается в па­лец, которого касаются, вдруг возникает разница, ко­торая продиктована спецификой интенциональнос­ти, а не каким-то объективным фактором.

Но единственный доступ, который я могу иметь к интенциональности другого, связан с его экспрес-


сивностью. «Другой a priori определяется в каждой из систем своей выразительной, то есть имплицит­ной и упакованной ценностью... Другой неотделим от составляющей его экспрессивности... ради пости­жения другого как такового мы были вправе потребо­вать особые опытные условия...: момент, когда вы­раженное еще не существует (для нас) вне того, что выражено»97, — так утверждает Делез, и он даже при­бавляет следующее: «Нужно понять, что другой — от­нюдь не одна среди прочих структур в перцептивном поле... Это та структура, которая обусловливает все поле и его функционирование»98.

Феноменология научила нас тому, что невозмож­но отделить вещи от их способа кому-то представлять­ся. Данная гипотеза заставляет самым радикальным образом отринуть от себя веру в нейтральность тера­певта и побуждает нас, напротив, рассмотреть модаль­ности, в которых они появляются как конститутивные для самого феномена. Вместо того, чтобы оплакивать присутствие моей субъективности, включая то, что в ней можеть быть детерминирующего для организации поля, я претендую на мое «затронутое бытие» как ору­дие понимания другого. Брак говорил, что художник стремится «не воссоздать некий жизненный факт, а со­здать изобразительный факт»99. По аналогии я бы ска­зал, что терапевт стремится не воссоздать некий жиз­ненный факт, а создать терапевтический факт.

Мы, таким образом, удаляемся от подхода, кото­рый объявляется научным, и непосредственно приоб-

97 Deleuze G. Difference et repetition. P., 1968, p. 334-335
(русск. пер.: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998,
с. 314-315).

98 Deleuze G. Logique du sens. P., 1969, p. 58 (русск. пер.: Де­
лез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998, с. 404).

99 Braque G. Cahier (1917-1955). P., 1994, p. 30.


160 Жан-Мари Робин

щаемся к эстетической практике. Если я хочу понять (я говорю «понять» (com-prendre), а не «объяснить» (ex-pliquer)100) и почувствовать свет, надо ли мне об­ратиться скорее к физикам, которые расскажут мне о фотонах и волновых явлениях, или же к картинам ху­дожников минувших столетий? Терапевтическая си­туация есть ситуация придания формы, конструиро­вания и деконструкции форм (гештальтов) в ходе и посредством встречи — которая может оказаться кон­фликтной — двух интенциональностей.

Предварительное заключение

Изрядное число философских, социологических, психологических или психотерапевтических подхо­дов ставят понятие субъекта в центр своих теорий и своей практики. Наши мыслительные схемы постро­ены на этом предрассудке. В рамках данных подходов понятие self (или субъекта и т. п. — название роли не играет) отправлено на задворки, поскольку оно сме­шано с понятием индивида. От него отгораживают­ся, и его отвергают. Гештальт-терапия, зародившая­ся в 1940—1950-х годах, приняла на себя труд теоре­тической работы для психотерапии, отчего та пош­ла трещинами, которые эта новая мыслительная сис­тема начала обнаруживать. Трещины стали брешью, провалом, а затем обернулись сменой парадигмы. Все

100 Автор обращает внимание на морфемы, из которых со­стоят эти два французских глагола. Com-prendre, «пони­мать», можно буквально истолковать как «с-хватывать». В слове ex-pliquer, «объяснить», автору слышится слово 1е pli, «складка, сгиб», и, соответственно, глагол в букваль­ном смысле означает действие «раскрытия, развертыва­ния» (например, сложенного письма и т. д.). То и другое верно (Dauzat A. et al. Nouveau dictionnaire etymologique et historique. P., 1971, p. 184, 289). - Прим. пер.


Быть в присутствии другого 161

должно быть перестроено в перспективе поля, тера­пия должна быть переосмыслена как ситуация, прак­тика — как контакт, выражение — как эффект поля, не как манифестация психики, которую выражение ско­рее порождает, нежели является ее следствием.

В ходе терапевтической встречи оба ее участника могут стремиться позиционировать себя в качестве су­ществующих a priori, индивидуализированных участ­ников взаимодействия. Это образ действия, за кото­рым стоят десятилетия практики. Другой образ дейс­твия может возникнуть на том фундаменте, который заложили основатели гештальт-терапии, и исходя из данного ими определения self. Self, катализатор функ­ций нужных для того, чтобы вступить в контакт с но­вым и осуществлять акты творческого приспособле­ния, включен в ситуацию. Гештальт-терапевт вклю­чен в ситуацию, и эта включенность составляет часть самой структурации поля. Он влияет на другого, и другой на него влияет. Имплицитная интенция каж­дого может быть проговорена на основе опыта, пе­реживаемого каждым в своих чувствах и в своем вос­приятии. В таком отношении момент предконтакта, появления и/или конструирования фигуры является решающим. Действительно, он позволяет ориентиро­ваться в том, что есть то же самое, в том, что извест­но, в том, что рассказывается; он также может позво­лить уйти от недифференцированного, которое долж­но индивидуализироваться всегда-и-постоянно. Как в сказке Медарда Босса, процитированной в начале этой статьи, терапевт должен добавить своего «верб­люда» к данным ситуации, даже если он не подозре­вает о том, что из этого получится. Его интенциональ-ностью будет просто открывать условия возможного. Формы должны из этого возникнуть.


7. «Я - это я и мои обстоятельства»







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия