Студопедия — РАСПЛАТА ЗА ДЕСПОТИЗМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАСПЛАТА ЗА ДЕСПОТИЗМ






Самым убедительным свидетельством существования французского «абсолютизма» считается активная пропагандистская кампания парламен­тов против королевской власти, не прекращавшаяся в течение десятиле­тий. Хотя так продолжают утверждать многие историки, их взгляд, скорее всего, является ошибочным. Первое несоответствие заключается в том, что критика «абсолютизма» обнаруживается ими слишком рано. После 1750 года парламенты не сказали и не сделали ничего принципиально ново­го. В XVII веке парижский парламент дважды вступал с королевской вла­стью в серьезный конфликт: в первый раз — с Людовиком XIV по поводу папской буллы Цт^епИиз и во второй раз — с его преемником, регентом герцогом Орлеанским по финансовым вопросам. Если парламенты так бы­стро отвергли «абсолютизм», то период, когда судьи сотрудничали с этим режимом, существенно уменьшается.

Во-вторых, парламенты всегда отстаивали верховный суверенитет ко­роля. Приписывая им намерение предложить нации иной верховный авто­ритет, историки, вероятно, стали жертвой правительственной пропаганды. Она же, как правило, выдвигала такие обвинения против парламентов, ко­торые более всего им вредили[105]. Если не считать тех редких случаев, когда корона превышала свои полномочия и этим провоцировала резкое проти­водействие парламентов, вмешивавшихся в ее прерогативы, цели мнимых антагонистов были сходными. Вполне вероятно, что именно корона, а не парламенты, пыталась изменить конституцию. Все более деспотические ме­тоды, накладывавшиеся на некомпетентное управление фракциями, объяс­няют суть конфликта, и тогда слова историков об изменившихся требова­ниях подданных к управлению оказываются ненужными. Если «абсолю­тизм» не существовал, не было и причин противостоять ему. Наша точка зрения имеет еще одно теоретическое преимущество: столкновения парла­мента с короной не обязательно считать репетицией революции. Может статься, стороны стремились не изменить традиционную конституцию, а воплотить ее на практике.

Если на время забыть революционный сценарий и постараться взгля­нуть на апаеп гё§1те глазами современников, парламенты перестанут быть для нас носителями новой политической культуры. Тогда понятие «абсо­лютизм» окажется еще более бессмысленным, поскольку становится ясно, что суверенитет изначально соотносился с нацией, а не с королем. Автор недавно опубликованного обширного исследования убедительно это дока­зывает.[106] Поэтому нам следует считать парламенты хранителями древних политических традиций, основанных на суверенитете короны, и защитни­ками прав и привилегий подданных от проявлений королевского деспотиз­ма. Если парламенты оказывали сопротивление монарху, это не значит, что им не нравилась система управления как таковая. Они напоминали госуда­рю об опасности перерождения легитимной монархии в деспотию. Кроме того, мы не станем представлять французское Просвещение противником существовавшего политического режима. Вопреки обычному мнению Про­свещение выступало не против апсьеп гёцте и не против абсолютной мо­нархии, а против их антипода - деспотизма. Но люди 1789 года сконструи­ровали собственную революционную идеологию из обрывков идей умерен­ного Просвещения, и поэтому Монтескье и Вольтер, увиденные через приз­му революции, легко могут показаться радикальными мыслителями.

Едва ли режимы герцога Орлеанского и кардинала Флери были более важными эпизодами истории, чем формирование так называемой новой по­литической культуры после 1750 года. Их последовательно самовластные решения наводят на мысль, что корона сделала поворот в сторону деспотиз­ма, чего всячески старался избежать Людовик XIV. Когда министры Людо­вика XV сталкивались с препятствиями, они автоматически прибегали к деспотическим мерам. В 1753 году парламент Парижа разогнали за защиту еретиков-янсенистов; в 1763 году он был принужден зарегистрировать вве­дение двадцатины, предложенное Бертеном; а в 1766 году парламент Бре­тани был распущен после того, как напомнил королю, что только Генераль­ные штаты могут утверждать новые налоги. Широкую известность полу­чили события 20 января 1771 года, когда между часом ночи и четырьмя ча­сами утра каждый член парижского парламента был разбужен мушкетера­ми, колотившими в дверь. Они вручали ему «запечатанное письмо» (1еНге йе сасНеО, предлагавшее или поддержать королевскую политику, или не­медленно отправиться в ссылку. В результате прежние чиновники были за­менены новыми, неподкупными, не унаследовавшими свою должность, на­значенными королем и получавшими от него жалованье. Против таких мер выступала патриотическая оппозиция, сторонники которой были убежде­ны, что только Генеральные штаты способны защитить свободу.

Убедившись в слабости парламентов, традиционно защищавших права подданных, монархия в лице Людовика XVI пошла на новые крайности. Она говорила о расширении консультативных органов и учреждении мест­ных штатов, а чтобы провести свои решения, использовала деспотические заседания парламента в присутствии короля. Таким способом были утверж­дены Шесть эдиктов Тюрго, освобождавшие парижскую торговлю зерном и упразднявшие гильдии. В 1788 году права парламента на ремонстрацию и на регистрацию эдиктов были отменены личным решением короля. Возмез­дие за это решение не заставило себя ждать: возмущенные аристократы перестали предоставлять короне займы, которая таким образом лишилась возможности производить какие-либо выплаты. Жалобы, включенные со­словиями в «тетради» весной 1789 года, отражали убеждение подданных, что французская монархия выродилась в деспотию. Они требовали не унич­тожить монархию, а направить ее на путь истинный. В «тетрадях» не было и намека на те идеи (народный суверенитет и право народа устанавливать но­вый политический порядок, созданный на принципах разума), которые про­возгласит «Декларация прав человека и гражданина» в августе 1789 года. За пределами Парижа «тетради» апеллировали к традиционной конститу­ции, прецедентам и авторитету прошлого. Их язык был языком апсьеп гё§1- те.х «Клятва в Зале для игры в мяч» в июне 1789 года не предлагала Фран­ции новой конституции. Она объявлялась договором об укреплении старой.








Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия