Студопедия — Принципы диалектики и метафизики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы диалектики и метафизики






Диалектика

«Диалектика – это наука о том, как могут быть и как бывают (становятся) тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности как мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (В.И. Ленин). Диалектика – это и наука, и метод познания (диалектическая логика).

В античности обсуждалась проблема единичного и многого. Затем эта проблема существовала в виде: связи единичного и общего, целого и части, инвариантного и варьируемого и т.д. Категории диалектики отражают универсальные связи бытия (закономерности). Устойчивые, повторяющиеся связи называются законами. Философские законы носят универсальный характер.

Диалектика – это гибкость мышления, учет изменчивости явлений, но не конформизм, не прагматизм (что тождественно псевдодиалектике, субъективизму).

Альтернативные методы познания: метафизика, эклектика, синергетика, схоластика, софистика и другие.

 

Принципы диалектики и метафизики

 

Диалектика   Метафизика
Принцип всеобщей взаимосвязи Рассмотрение предметов изолированно друг от друга
Принцип всеобщего развития Рассмотрение предметов в статике
Ядром диалектики является закон единства противоположностей.   Логика рассуждений: «и то, и другое»   Признается одна из противоположностей, которая возводится в абсолют, доводится до крайности.   Логика рассуждений: «или, или»

 

Эклектика – это метод, который позволяет учитывать множество факторов, но не рассматривает их в развитии, взаимодействии, не выделяет главного. Область применения этого метода: психология, социология и другие. Все методы имеют право на существование. Метафизика используется на начальном этапе развития науки, когда невозможно изучать динамику процесса, не изучены его составляющие, отсутствует математический аппарат для его описания. В философии необходимо использование диалектической логики, так как только она способна дать истинные результаты. Хотя и там метафизика присутствует, благодаря чему и существует множество точек зрения при решении той или иной проблемы.

Синергетика – наука о статистической самоорганизации материальных систем, утверждает, что любая система способна к самоорганизации.

Схоластика – отрыв логики от действительности. Логика является приоритетной.

Софистика – связана с хитроумным ведением спора, сознательным нарушением логики. Целью спора является победа любой ценой, а не нахождение истины. Например, Софизм Эватла:

Софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) приводит этот софизм в своем сочинении «Тяжба о плате». Протагор обучал Эватла софистике с условием, что гонорар тот заплатит после первого выигранного судебного процесса. Но после обучения Эватл не выступал в судах и не заплатил Протагору обещанное. Когда тот потребовал плату, Эватл возразил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор ответил: «Если мы подадим в суд, то ты в любом случае будешь вынужден заплатить: или по приговору суда (если проиграешь), или по нашему уговору (если выиграешь)». На что Эватл ответил: «Я не буду платить: или по приговору суда (если выиграю), или по нашему уговору (если проиграю)»

А.И. Герцен (1812-1870) в свое время счел необходимым вступиться за «оклеветанных и непонятых софистов». Он писал о софистах так: «Что за роскошь в их диалектике! Что за беспощадность!... Что за мастерское владение мыслью и формальной логикой! Их бесконечные споры – эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы – были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это удалая юность науки…».

Г.Х. Лихтенберг высказался совершенно иначе о софистике: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему не достает знания».

С ним согласен В. Гюго: «Софист – фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощренейшим образом побивает скрытую в тени истину».

 

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоречия различны по характеру и это находит своё отражение в следующих стихотворениях:

 

Рано утром, вечерком, поздно – на рассвете,

Тётка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во весь дух, тихими шагами

Кот старался переплыть миску с пирогами.

Я скуп и расточителен во всём.

Я жду и ничего не ожидаю.

Я нищ и не кичусь своим добром.

Трещит мороз – я вижу розы мая.

Долина слёз мне радостнее рая.

Зажгут костер, и дрожь меня берёт,

Мне сердце отогреет только лёд.

Запомню шутку я и вдруг забуду,

Кому презренье, а кому почёт.

Я всеми принят, изгнан отовсюду…

Ф. Вийон. 1432

В первом стихотворении противоречия носят субъективный (формально-логический), во втором – объективный (диалектический) характер. Существование первого типа противоречий, когда человек неправильно мыслит, противоречит сам себе, признается метафизиками. А противоречия, которые, по утверждению диалектиков, пронизывают все природные, общественные и мыслительные процессы, ими отрицаются. Диалектики же считают, что источником любого развития является внутреннее противоречие. Это и есть формулировка закона единства и борьбы противоположностей. Отрицая противоречия, противоположности, метафизики невольно приходят к признанию внешнего источника развития, т.е. толчка извне. Диалектика же рассматривает движение как самодвижение.

«При первой концепции движения в тени остается самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект, и т.п.) При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (В.И. Ленин).

Противоположности – это противоположные стороны, тенденции единого целого. Противоречия – это пара противоположностей. Например:

 

Общественное бытие и общественное сознание

Базис и надстройка

Производительные силы и производственные отношения

Производство и потребление

Демократия и централизм

Общественные и личные интересы

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Умножение и деление

Сложение и вычитание

Извлечение корня и возведение в степень

Материя и сознание

Абсолютное движение и относительный покой

Материальное и идеальное

Прерывное и непрерывное

Конечное и бесконечное

Субъективное и объективное

Единичное и общее

Целое и часть

Причина и следствие

Возможность и действительность

Необходимость и случайность

Теория и практика

Теория и метод

Истина и заблуждение

Чувственное и рациональное

Научные понятия и художественный образ

Поэзия и проза

и так далее.

 

«Когда мы рассматриваем вещи в движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимосвязи, мы сразу наталкиваемся на противоречия (находится в данном месте и не находится). Возникновение и разрешение противоречия и есть движение». «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь преходящими гранями, но и сущности вещей тоже»

(В.И. Ленин).







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия