Студопедия — Кавказская пленница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кавказская пленница






В великой русской литературе Х1Х века тема Кавказа звучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого. Если пушкинский «Кавказский пленник» написан в духе романтизма, а «Герой нашего времени» показан в нескольких срезах, то «Хаджи-Мурат» Льва Толстого явился завещанием писателя, в котором отсутствуют даже капли романтизма. Великий писатель, создавший эпопею «Война и мир», в совершенстве владел представлениями о ментальности народов, представляющих два полюса расколотого христианского мира. Но оказалось, что и с таким опытом возникли трудности при написании повести «Хаджи-Мурат», когда противоборствующие стороны живут в неоднородном социальном времени и являются представителями разных цивилизаций и конфессий. Технология пронзительного сопоставления (русский царь — Шамиль и др.), соотнесенная с различными социокультурными пространствами, не всегда в пользу европейской культуры разума, когда она оторвана от «почвы» природной целесообразности. Русская аристократия с европейским воспитанием и культурой служит царю и отечеству. Как человек европейской культуры, аристократ понимает бессмысленность войны, а как солдат он выполняет приказы, зачастую лишенные здравого смысла. Война рождает ложь, смерть, чины и награды и бесконечную цепь невидимых утрат. Но на чьей стороне Толстой? Горцы близки писателю «своей страшной, почти не задетой цивилизацией гармонией природы и человека». Шамиль и Хаджи-Мурат геройские, умные и тонкие люди. Но на фоне обманчивой близости и красоты снежных гор эта идиллия обманчива. Шамиль и Хаджи-Мурат, в отличие от европейцев ближе к природе, они — звери, но их зверство оправдано. Зверь убивает другого зверя, чтобы выжить или добыть пропитание себе или зверенышам. Цивилизованный неукорененный человек это делает иногда бессмысленно и бесцельно, убивает или разрушает просто так.
Набег на чеченский аул — типичный пример отсутствия здравого смысла и крупицы человечности. Толстой передает реакцию горцев: «О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения». Как ответить на эти пронзительные строки? Изъять, запретить, что и было сделано царской цензурой? Объяснить высокой миссией России по спасению христианских народов Закавказья, над которыми нависла тень чужестранного геноцида? И горцы всего лишь помеха на этом благородном пути?
Известный российский историк Михаил Гефтер написал в дневнике: «...Только что кончил «Хаджи-Мурата» — с неожиданно сильным чувством прикосновения к какой-то особой правде, которая не принадлежит никому в отдельности, никому вообще, а всем людям независимо для них самих. Это правда жизни, концом которой является смерть». И в многочисленных редакциях Толстой открывал снова и снова тайну правды жизни. И силой этого вечного открывания является человек, не утративший смысл собственного существования.
Внутри человека идет вечная борьба между религиозной парадигмой духа и парадигмой «крови и почвы». Реальная война разрушает тонкую скорлупу «европейской цивилизованности» и он может стать по природе более бессмысленным, чем самые дикие звери. В этом, возможно, состоит тайна правды жизни, оставленная великим писателем потомкам. Казалось бы, как просто, прочитать повесть-завещание Льва Толстого и проблема многовекового противостояния будет решена. Возможно, и прочитали верховнокомандующие, генералы и рядовые. Но ничего не изменилось через столетие. Значит, не нужна правда жизни, принадлежащая всем людям, независимая от национальности и вероисповедования. Когда душа пронизана радиацией воинствующего атеизма, а «почва» утрачена, каждая из сторон продолжает искать только свою, удобную правду, оправдывающую свои успехи и подлости, героизм и насилие, подвиги и месть.
Сколько написано и сказано в России о евразийстве — особом рубежном государстве - цивилизации на рубежах Европы и Азии. Однако события на Кавказе еще раз показывают, какое большое расстояние между словом и реальностью. Увы, заснеженные горные вершины Кавказа оказались доступнее, чем восхождение к взаимному пониманию горцев и русских. И Россия постепенно из покорителя пространства превратилась в кавказскую пленницу.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия