Студопедия — Цивилизационная теория С. Хантингтона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цивилизационная теория С. Хантингтона






 

В девяностых годах XX века геополитические идеи пространственной локальности (теория цивилизаций) и пространственного универсализма(идея мирового государства) продолжали оставаться в центре научных дискуссий и получили широкий общественный резонанс в связи с известными событиями в Восточной Европе и распадом СССР.

С. Хантингтон в отличии от Ф. Фукуямы считал, что стратегическая победа Запада не является победой западной цивилизации или западной культуры. В сущности это лишь временная технологическая победа, которая не только не затронула основы других не западных цивилизаций, но поднимет новые пласты противоречий и непонимания, что в свою очередь приведет к новым цивилизационным конфликтам. Мир по прежнему сохраняет дуальное строение. «Запад есть Запад, Восток есть Восток; и с мест они не сойдут – пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень Суд». Запад и Восток по прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности – это рыночные отношения, демократическое устройство общества, правовая система, превосходство личности над коллективом. Геополитически западное пространство – это пространство обращенное вне, интенсивное и центробежное, новаторское, инновационное. Восточные ценности – это потребительское традиционное отношение к природе и экономике, абсолютизация государства, патернализм, подавление личности коллективом. Восточное пространство – это пространство обращенное внутрь, построенное на центростремительности, замкнутности, экстенсивности, консервативности. С.Хантингтон утверждал, что западная идея - идея пространственного единения мира восторжествовала временно. Основным источником конфликтов будет не экономические или идеологические интересы. И хотя «нация-государство» останется главным действующим лицом в международных делах, важнейшие границы, разделяющие человечество и преобладающие источники конфликтов будут определятся культурой. Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Грядущий конфликт между цивилизациями – есть завершение глобальных конфликтов.

Хронология мировых конфликтов. Хронология мировых конфликтов представляется в следующей последовательности:

  1. 1648-1793 гг. Вестфальский мир и вестфальская международная система. Фактически в этот период сложилась современная система международного права. Конфликты разворачивались главным образом между правящими династиями, между государями, королями, императорами, абсолютными и конституционными монархами, стремившимся расширить свой бюрократический аппарат, увеличить армии и укрепить экономическую мощь, и главным образом расширить свои территории за счет присоединения новых земель.
  2. 1793-1918 гг. Период формирования наций-государств. Основные линии конфликтов стали пролегать не столько между правителями, сколько между нациями, народами.
  3. 1918-1989 гг. Короткий двадцатый век. Конфликт наций уступил место конфликту идеологий. Противоборствующими сторонами в этом конфликте были: коммунизм, нацизм, либерализм. Во время «холодной войны» (1945-1989 гг.) этот конфликт воплотился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не была нацией-государством, взаимоотношения между ними классифицировались в идеологических терминах («железный занавес», «американский империализм», «империя зла» и т.д.).

Все предыдущие конфликты разворачивались в рамках западной цивилизации. В настоящее время на первый план выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями.

Природа цивилизаций. Во время холодной войны мир был поделен на «первый», «второй», «третий». Сейчас уместнее группировать страны не по уровню экономического, индустриального развития, а исходя из цивилизационных и культурных критериев. Цивилизация – это культурная общность высшего и самодостаточного порядка. Культурная идентичность, самоидентификация определяет границы и состав цивилизации. Цивилизация может включать как несколько наций-государств (западная, латиноамериканская, исламская), так и одну нацию (Япония). Цивилизация может так же включать субцивилизации. Исламская цивилизация состоит из арабской, османской, малайской субцивилизаций. Западная из западно-европейской и североамериканской. Принято считать, что нации-государства есть главные действующие объекты на международной арене, а между тем они существуют всего лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории – это история локальных цивилизаций. А.Тойнби в истории человечества выделял 21 цивилизацию из них только шесть существуют в настоящее время. Облик современного мира определяют следующие семь цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и возможно, восьмая –африканская.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия