Студопедия — Как развивались связи славянских народов в раннее средневековье?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как развивались связи славянских народов в раннее средневековье?






Сознание этнического родства и языковой близости возникло у славян еще на ранней стадии развития. Одним из первых литературных памятников, свидетельствующих об этом, является «Повесть временных лет». В дальнейшем существование и развитие идеи славянской общности поддерживалось реальными и жизненными факторами, главным из которых было родство всех славянских языков, что способствует развитию литературного общения народов даже и тогда, когда нарушается их географическая близость. Благодаря этой языковой общности, сравнительной неудаленности территорий, культурные и политические связи славянских стран прослеживаются на протяжении всего средневековья. Не прерывается и литературная традиция, обосновывающая наличие этих связей родством всех славян.
Так, краковский епископ Матвей в XII в. называет Русь, Чехию и Польшу частями единой «Славонии»; в XIII в. польский хронист Мартин Галл говорит о родстве славян, проживающих в разных странах, а чешский король Пшемысл Отакар II в это же время просит помощи у Польши против немцев как у братьев по крови. Характерно, что подобной аргументацией и по тому же поводу чехи обращались к Польше и в XVII в. В русском Хронографе 1512 г. говорилось, что сербы, болгары и другие славяне — «едино суть».
В XV в. усиливается турецкая экспансия в Европе. Главным ее объектом явились славянские народы. Как следствие этого, происходит усиление взаимного тяготения славянских народов. Болгарский хронист этого времени К. Костенчский проводил идею близости славянских народов и необходимость их единения. Поляки Матвей Меховский, Бернард Ваковский, Лукаш Гурницкий, чешский писатель Даниэль Адам из Велеславиыа писали, что все славяне «люди единого языка и одной крови». Наиболее сильно идея славянской общности зазвучала в это время у южнославянских писателей. Далматинец Илья Цриевич, задрянин Ю. Баракович, хорват А. Андрашевич прославляли славянский народ. В это же время короли-братья Владислав Венгерско-Чешский и Иоанн Альбрех Польский уговаривали своего третьего брата Александра, великого князя литовского, прекратить воевать с великим князем московским Иваном III и в 1501 г. говорили Ивану, что нужно ударить по туркам всем заодно.
Почему в эпоху позднего средневековья происходит усиление общеславянских связей?
На протяжении XVI и XVII вв. развитие идеи славянского единства неразрывно связано с пропагандой совместного выступления славянских народов против Оттоманской империи. Призывы к сплочению сил для борьбы с турками звучат в стихах польских поэтов М. Пашковского, М. Стыйковского, Я. Кохановского, С. Клоно-вича. Проживавший в Чехии далматинец Транквил Андрашевич утверждал, что все славяне должны объединиться против турок, потому что поражение Порты послужит благу всех славян. О военном союзе славянских народов говорилось в книгах южнославянских авторов XVI в. — Георгиевича, Чедолина, Комуловича — и их преемников, писателей XVII в., таких, как Гундулич, Пальмотич и других.
Идея объединения славянского мира на борьбу с внешней опасностью потребовала определения центра, вокруг которого будет происходить этот процесс. На роль подобного объединительного центра могли претендовать только два славянских государства — Речь По-сполитая и Россия. В польских сочинениях прямо проводилась мысль, что только Польша может стать подобным центром. Однако симпатии славянских народов Южной Европы склонялись к Москве. Еще в начале XVI в. болгарские писатели видели в возвышении Московского княжества надежную опору для южных славян. Эти симпатии находят объяснение в предшествующих взаимоотношениях Москвы с Балканами.
Трудно назвать какой-либо другой район Европы, с которым в такой степени и с такой непрерывностью, как с Балканским полуостровом, Русь поддерживала культурные связи на протяжении X—XVII вв. Особенно эти контакты возросли в период массовой эмиграции балканских славян в Московию.
С XV в. Балканы попадают в поле зрения Московии, которая берет на себя роль политической и церковной представительницы восточно-православного мира. К этому времени относится зарождение различных легенд среди болгар и сербов, гласящих о том, что России призвано свыше быть покровителем порабощенных народов и ей предстоит сломить силу турок, как незадолго до этого она победила другую мусульманскую силу — татар.
Теория, возникшая среди покоренных турками славянских народов о том, что Россия — наследница Византии, как единственная могущественная православная страна, была принята и на Руси. Титулы «царь», «самодержец», которые стал носить в XV в. великий князь московский, уходят своими корнями ко временам расцвета и независимости Болгарского и Сербского государств.
Кроме раздачи милостыни, в том числе и высшим иерархам православной церкви, включая патриархов, болгарского и сербского митрополитов, и приема эмигрантов, русские цари начали проявлять себя защитниками православия и в международных вопросах. Так, Иван Грозный в ответ на просьбу монахов Афонского монастыря святого Пантелеймона об улучшении их положения написал в 1551 г. турецкому султану, чтобы с монахов дани не брали. А в XVII в. московское правительство выступает уже вполне определенно как защитник подвластных Порте народов, тяготеющих к русскому государству.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия