Студопедия — ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 28 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 28 страница






количестве света, следует помнить, что архитектор может оперировать не

только с естественным, но и с искусственным светом. Почему, например,

пространство апсиды, замыкающее светлые корабли древнехристианской базилики,

погружено в темноту? Нет никакого сомнения, что строитель предусматривал

здесь эффект искусственного света, когда при мерцании свечей золото мозаик

таинственно переливается в полутьме апсиды, создавая у молящихся ощущение

мистической близости божества. Или вспомним, например, зеркальные кабинеты

во дворцах эпохи рококо. Обилие зеркал достигает здесь своего полного

эффекта именно при искусственном освещении, когда огоньки свечей

перекликаются между собой в несчетных отражениях, создавая иллюзию

бесконечно умноженного пространства.

В проблеме естественного света самое важное значение имеет

распределение источников света. И объем пространства, и его эмоциональное

выражение радикальным образом меняются в зависимости от того, высоко или

низко расположены источники света, помещены ли они позади зрителя или свет

падает ему прямо в глаза. Чем выше подняты источники света (в особенности

если при этом последовательно усиливается их светосила), тем крупнее кажутся

размеры пространства. Широкие потоки света, направленного кверху, как бы

наполняют пространство радостной звучностью. Напротив, если боковой свет

падает из узких отверстий и направлен вниз, то пространство насыщается

настроением мистической тишины и покорности. Свет же, падающий сзади,

подчеркивает пластическую лепку пространства. Кроме того, характер

внутреннего пространства зависит от источников света еще и в другом смысле;

очень важно, получает ли глаз сквозь источники света впечатления внешнего

мира или не получает, щедро ли раскрывается внутреннее пространство в

окружающий пейзаж (окна, доведенные до пола) или, наоборот, замкнуто,

изолировано в своей интимной жизни. Наконец, архитектор может извлекать

своеобразные эффекты освещения, регулируя не только размеры и положение

источников света, но и самый путь движения света. Так, например,

византийские архитекторы охотно применяли прием световых поясов или пятен,

размещая в чаше купола тесный ряд небольших окон, посылающих пучки лучей в

полутьму огромного пространства. Любимый прием архитекторов барокко --

затруднять путь свету, преломлять его или отводить в разные стороны,

заставляя таким образом свет выхватывать из темноты как бы случайные куски

пространства.

В заключение несколько слов о применении краски в архитектуре (сюда

можно отнести также проблему красочного света, столь популярную в эпоху

готики). В XIX веке, отчасти вследствие ошибочного представления о греческой

архитектуре, была выдвинута теория, согласно которой архитектура тем ближе к

совершенству, чем более она бескрасочна. Теория эта имела самые

разрушительные последствия. С одной стороны, она привела к господству

серого, бесцветного, однообразного тона в архитектуре, а с другой стороны,

во имя обогащения и оживления этой тусклой массы содействовала чрезмерному

подавлению архитектурных плоскостей тяжелой пластической декорацией. Оба эти

принципа XIX века вызвали резкую реакцию на рубеже XX века, была объявлена

беспощадная война всякому украшению и декоративному облачению архитектурных

масс и вместе с тем провозглашено возвращение к краске в архитектуре. Нет

никакого сомнения, что важную роль в этом переломе художественных вкусов

сыграло расширение исторических горизонтов -- знакомство с архитектурой

Востока, увлечение примитивным и народным искусством. И действительно, можно

с уверенностью утверждать, что в истории архитектуры цветные стили,

безусловно, преобладают над бесцветными и что, следовательно, полихромия

является вполне закономерным средством архитектурного творчества. Разрешение

проблемы полихромии может быть основано на двух совершенно противоположных

принципах. Один из них выдвинула греческая архитектура. Здесь, как мы уже

имели случай убедиться, полихромия имела главным образом конструктивное

значение. В греческой архитектуре (то же самое относится к архитектуре

Ренессанса) краска служит форме, разъясняет ее, подчеркивает основное

расчленение стены в потолка -- поэтому полихромия классических стилей

выдержана в простых, чистых тонах и нанесена ясными, широкими плоскостями.

Противоположный (эмоциональный, или символический) принцип полихромии

свойствен восточной (арабской) архитектуре и отчасти византийской. О

полихромии восточной архитектуры хочется сказать, что она принадлежит не

столько массе, сколько пространству, не столько разделяет, сколько сливает,

не столько лепит форму, сколько создает своеобразное настроение

пространства. Этой пространственной концепции краски вполне соответствуют и

приемы восточной полихромии: краска накладывается мелкими пятнами, точками

или линиями, сочетается с узором письмен и сливает все плоскости здания в

общей тональной вибрации атмосферы.

Таким образом, и анализ полихромии в архитектуре лишний разубеждает нас

в том, что основная проблема архитектуры есть проблема образа и выражения.

 

Примечания

 

Цикл из четырех больших очерков, образующих "Введение", был одной из

последних работ Б. Р. Виппера (1965--1966), задуманной в помощь изучающим и

просто любящим искусство читателям. Технология различных родов искусства

обычно менее всего известна тем, кто бывает на выставках и достаточно

осведомлен в истории искусств, ознакомлен с биографиями художников. Автор

поставил своей целью объяснить читателям, как именно делается рисунок,

картина, статуя, здание и чему служат те или иные технологические приемы и

средства. В основу работы положен теоретический курс лекций, читавшийся Б.

Р. Виппером в Московском государственном и в Латвийском университетах. Текст

лекций переработан заново в последние годы жизни автора. Один из разделов

"Введения" ("Живопись") не вполне завершен.

 

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия