Студопедия — Переход от язычества к христианству.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Переход от язычества к христианству.






В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович отверг язычество и принял от Византии православный вариант христианства. Однако развитое языческое мировоззрение не позволило на Руси распространить ортодоксальное византийское православие. Русское христианство было сопряжено со многими языческими традициями и прежде всего с «теологией борьбы». В результате сформировалось «Северное православие» как религия воинов, основной принцип которого требовал прощать лишь собственных врагов беспощадно бороться с врагами господа и уничтожать врагов Руси.

Такая трактовка христианских заповедей на Руси позволила ей выстоять в многовековой борьбе с иноземными завоевателями и сохранить себя в качестве активного субъекта мирового исторического процесса.

Культура Киевской Руси, возникшая на мощном языческом фундаменте и сумевшая творчески переработать духовную традицию православной Византии, была проникнута великой идеей единства русской земли. Это придавало ей высокую патриотическую направленность. Даже в XII в., в период прогрессирующей феодальной раздробленности эта мысль продолжала оставаться главным мотивом, пронизывающим духовную жизнь страны. Причем каждый суверенный князь считал себя лишь наилучшим ее выразителем. Такая обстановка способствовала сохранению духовного единства и общей культуры всех русских земель даже в условиях их политической разобщенности.

Мыслями о единстве родной земли пронизана вся древнерусская литература. Ее характерной чертой является острая публицистичность. Особое место здесь занимает летописание. Главная русская летопись – «Повесть временных лет», была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в период распада Древнерусского государства, но была проникнута идеей сохранения единства страны под властью киевских князей.

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1113 – 1125) в своем «Поучении» резко осуждал распри князей и требовал от них думать не только о своих корыстных интересах, но и непрестанно заботиться о судьбах всей Русской земли.

Тот же мотив звучит и в самом знаменитом памятнике древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Его автор, предположительно киевский боярин Петр Бориславич, настойчиво призывал русских князей к военному союзу против кочевников и осуждал легкомыслие одного из них – Игоря, который своим неудачным походом против половцев фактически открыл путь ордам степняков на Русь.

Древнерусская культура активно взаимодействовала с культурами других стран. Наиболее многогранными были русско-византийские связи. Однако при этом решительно пресекалось стремление Византии установить свою духовную гегемонию на Руси. В «Слове о Законе и Благодати» митрополит Иларион активно выступил против попыток константинопольского Патриарха подчинить себе русскую православную церковь. Одновременно он потребовал сохранения чистоты православия, не допуская его идейного компромисса с иудаизмом, что было актуальным в условиях преодоления последствий хазарской военной и религиозной экспансии.

С борьбой за утверждение церковной самостоятельности связано также появление «Сказания о Борисе и Глебе». «Сказание» резко отличается от традиционных византийских житий. Его основная идея – не мученичество святых за веру, а искупительная жертва во имя единства Руси.

С середины XII в. усиливаются контакты русских земель со странами Западной Европы, совпавшие по времени с расцветом там романского искусства. Русская культура не в чем не уступала западноевропейской и поэтому обмен материальными и духовными ценностями носил обоюдный и равноправный характер. Отдельные попытки Запада вмешиваться во внутренние дела Руси через пропаганду католичества успеха не имели (исключение составляла Галицко-Волынская земля). Русские княжества, не уступавшие в этот период по силе западным королевствам, были в состоянии блокировать негативные издержки общения с католической Европой. Сама же русская культура в отличии от западной не была агрессивно-националистической и всегда признавала за другими народами право на существование и самобытное развитие. «Милуй не токмо своея веры, но и чужие… аще то будет жидовин или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых всякого помилуй и от беды избави» («Послание к Изяславу»).

В XI – XII веках древнерусские мастера создали уникальные произведения архитектуры и искусства. К ним можно отнести знаменитые мозаики и фрески киевских и новгородских соборов (например, мозаика «Дмитрий Солунский»), а также творения мастеров-иконописцев (иконы «Ярославская Оранта» и «Ангел Золотые власы»). Тогда же были возведены знаменитые памятники древнерусского зодчества: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве и Владимире, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и, наконец, жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли.

 

 

Список Используемой литературы

 

1. Газетов В.И., Кушнирук С.В., Прудников М.Н. «Культурология» Москва, МГАПИ 2004 г.

2. Лев Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь», книга 1. Изд. «Институт ДИ-ДИК» Москва, 2002 год.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия