Студопедия — Как первоначальный период существования российской словесности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как первоначальный период существования российской словесности

 

1. Возникновение древнерусской литературы. Предпосылки и факторы, повлиявшие на её развитие.

2. Специфические признаки древнерусской литературы

3. Периодизация древнерусской литературы

4. Основные литературные памятники древнерусской литературы

1. Возникновение древнерусской литературы. Предпосылки и факторы, повлиявшие на её развитие

Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы. Условные границы её существования – X-XVII вв..

Необходимыми предпосылками возникновения литературы являются:

· образование государства

· появление письменности,

· существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания государства. Киевская Русь – первое раннефеодальное славянское государство. Оно сложилось в X-XI веках путем объединения земель полян, ильменских славян, родимичей, кривичей и др. при князьях Игоре, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе Мудром. Представители Киевской Руси говорили на древнерусском языке.

Развитие экономических, торговых и политических связей Киевской Руси вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.

У восточных славян к X в. существовали высокоразвитые формы устного народного творчества. В это время в фольклоре происходит переход от мифологических сюжетов к историческим. Героическое сказание, песни о военных походах занимают ведущее место в устной поэзии. К этому периоду относится и формирование народного эпоса.

Княжеские дружины, совершавшие многочисленные военные походы, очевидно, имели своих певцов, которые увеселяли их во время пиров, слагая песни в честь победителей, прославляя князя и его воинов. Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную устную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью.

Таким образом, фольклор был основным источником, который давал образы, сюжеты формирующейся оригинальной древнерусской литературе. Через фольклор в нее проникали не только художественная образность народной поэзии, отдельные элементы стиля, но и народная идеология.

Факторы, повлиявшие на развитие древнерусской литературы

1).В 863 г. Кирилл и Мефодий, представители Болгарии, создали славянскую азбуку, что активизировало культурное развитие как южных, так и восточных славян. К концу IX- первой четверти X столетия древняя Болгария находилась на этапе культурного расцвета. Близость древнерусского языка древнеславянскому («...славянский язык и русский един», - отмечалось в летописи) способствовала постепенному усвоению новой письменности восточными славянами.

2). Импульсом для распространения и развития письменности (а значит, - и литературы) на Руси стало официальное принятие христианства в 988 г.

Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем очень высокой культуры. Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. Киевская Русь выдвигается в число передовых государств Европы. В 30-40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые "перелагают" книги непосредственно с греческого языка на "словенский". В развитии книжной образованности большую роль играли монастыри, ставшие очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.

Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал ее к своим языческим понятиям и представлениям. Это и породило такую весьма характерную особенность русской жизни, как «двоеверие», которое длительное время удерживалось в народном сознании, что получило отражение и в древнерусской литературе.

 

2.Специфические признаки древнерусской литературы

· Рукописный характер бытования и распространения древнерусской литературы (сначала произведения создавались на пергаменте, потом на бумаге); книгопечатание мало изменило характер распространения литературных произведений, т.к. в основном удовлетворяло спрос на богослужебные произведения; то или иное произведение не существовало в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников;

 

· Утилитарность – достоинство произведения определялось его практическим значением, полезностью, а не занимательностью;

 

· Произведения древнерусской литературы, в основном, имели анонимный характер, поскольку авторы или переписчики текстов считали себя лишь исполнителями Божьей воли, а не творцами (произведения в течение нескольких столетий неоднократно переписывались, и в них, конечно, вносились изменения в соответствии с новыми социально-политическими, эстетическими и другими потребностями, но создатели разных редакций литературных памятников не считали возможным обозначать свое авторство);

· Историзм: любое произведение древнерусской литературы соотнесено с конкретным историческим событием и лицом; рассказы о чудесах и видениях также воспринимались как исторически действительные;

· Нравоучительность (дидактизм) – как и фольклорные произведения, древнерусская литература предназначалась для чтения вслух, прежде всего в воспитательных целях;

· Взаимосвязь,с одной стороны,с устным народным творчеством, с другой - и традициями книжной литературы;

· Литературный этикет (термин ввел академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) предписывал древнерусским авторам изображение определенных явлений и событий в традиционных, устойчивых, канонических формах; так, при описании святого обязательно использовался житийный жанр – независимо от того включался ли он в летопись или существовал отдельно; литературный этикет диктовал выбор лексики, стиля, приемов описания разного рода персонажей и т.д.;

· Древнерусской литературе присущ христианский символизм – средневековый человек был убежден в том, что символическим смыслом наполнены не только исторические события, природа, человек, но и слово, которое может быть истолковано как в прямом, так и в переносном смысле (этим определяется характер символических метафор в древнерусской литературе);

· Традиционность – древнерусский писатель творил в рамках устоявшейся традиции, по канону, не допуская вымысла ( право автора на вымысел будет осознано только в XVII в.).

3. Периодизация древнерусской литературы

1. X - XII в. - литература Киевской Руси.

2.XII - XIII вв. литература периода феодальной раздробленности.

3. XIII –XIV вв. литература периода татаро-монгольского нашествия.

4.XV-XVI вв. литература периода формирования централизованного русского государства.

5. XVI-XVII вв. литература периода формирования русской нации.

4. Основные литературные памятники древнерусской литератур

X - XII вв. Киевская Русь. Переводная литература.

Вместе с принятием христианства на Русь пришли богословская литература. Она распространялась на Руси благодаря контактам с Византией и Болгарией (в Болгарии христианство было принято почти на сто лет раньше, нежели на русской земле). Богословская литература переводилась с греческого и древнеболгарского языков. Самым ранним дошедшим до нас памятником древнерусской письменности является Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-57гг. Это евангелие относится к типу недельных чтений – все евангельские тексты расположены по дням недели в соответствии с богослужением. К этому же типу относится и Архангельское евангелие 1092г.

К XI в. Относится ряд Служебных Миней (от греч. «месячник»). Это богословские книги, которые содержат тексты годового круга. Ветхозаветные тексты переводятся на древнерусский язык. Особой популярностью пользовалась Псалтырь. По этой книге учились грамоте. Тексты псалмов заучивались наизусть. На Руси рано стали известны тексты толковой и гадательной псалтыри. Толковая Псалтырь содержала разъяснения аллегорического смысла псалмов, а гадательная призвана была помочь человеку принять правильное решение в сложной ситуации.

Активно переводились на Руси труды отцов церкви (патристика): Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина и жития святых (агиографическая литература ).

Проникали на Русь и апокрифы. Это греческое слово, которое означает оно «тайный, сокровенный». Их приносят паломники, побывавшие в «святых местах».

Тематически апокрифы делятся на ветхозаветные, новозаветные и эсхатологические. Героями ветхозаветных апокрифов являются Адам, Ева, Авраам, цари Давид и Соломон и др.

Новозаветные посвящены рассказам о Христе, апостольским «деяниям».

Эсхатологические апокрифы связаны с фантастическим повествованием о загробной жизни, конечных судьбах мира.

Основной поток апокрифической литературы шел на Русь из Болгарии и был связан с ересью богомилов. Богомильская ересь развивала дуалистическое учение о господстве в мире двух равновеликих сил - добра и зла, т.е. Бога и Дьявола. Порождением этих двух сил является человек, имеющий божественное начало (духовное) и дьявольское (материальное).

На Руси были известны такие апокрифы, как «Како Бог сотворил Адама», «Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Хождение Богородицы по мукам» и др.

Во время княжения Ярослава Мудрого появился оригинальный жанр древнерусской литературы – летопись. Слово «лето» имело в древнерусском языке два значения: 1). «лето» - время года; 2). «лето» - год. Летопись, следовательно, «писание по годам».

Одним из древнейших дошедших до нас исторических и литературных памятников второй половины XI -начала XII столетия является «Повесть временных лет». Она создавалась на основе более ранних записей об исторических событиях и природных событиях – сводах. Редакция «Повести временных лет» 1113г. была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор стремился всем ходом исторического повествования убедить русских князей покончить с междоусобными войнами, на первый план он выдвигал идею единения князей.

В основу изложения положен хронологический принцип, который позволял включать в летопись разнородный по жанру и характеру материал.

В центре внимания летописца – события: сообщения о военных походах князей, их женитьбе, рождении детей, их деятельности, смертях, сведения о небесных знамениях – затмениях луны, солнца, землетрясениях, эпидемиях и пр.

Летописцы активно использовали традиции устной народной поэзии и агиографии. Последнее служило средством утверждения нравственного идеала князя-правителя, защитника интересов Русской земли.

«Повесть временных лет» отражает становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. «Повесть…» создана в первые десятилетия XII в., дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них -Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в.

«Слово о законе и благодати» Иллариона – произведение ораторской прозысрединыXI века. Написано священником княжеской церкви. Возможно, было произнесено в Софийском соборе и произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. «Слово» посвящено противопоставлению библейского Закона, данного Богом Моисею на горе Синай, Благодати - христианству. Иларион прославляет князя Владимира Святославовича, приобщившего Русь к Благодати.

«Поучение Владимира Мономаха»

Автор «Поучения» Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125)– великий князь Киевский (с 1113г.). «Поучение» адресовано «детям» и тем, «кто прочтет». Оно известно в единственном списке, вошедшим в Лаврентьевскую летопись под 1096г.

Центральная идея «Поучения» - призыв соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными семейными интересами. Наставления Мономаха подкрепляются не только выдержками из Священного писания, но и примерами из собственной жизни.

«Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля, в котором воплотился идеал князя – правителя.

.

«Сказание о Борисе и Глебе» - образец древнерусского княжеского жития, создано, по видимому, в конце XI - начале XII в. В основу «Сказания» положен факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015г. Братья были канонизированы, а их жизнь прославлена в «Сказании о Борисе и Глебе», написанном неизвестным автором на основе летописной повести.

Пространное изложение материала в «Сказании» делало его непригодным для богослужебных целей. Специально для церковной службы в 80-е гг. XI в. Нестор создал «Чтение о князьях святых Борисе и Глебе» в соответствии с требованиями церковного канона.

«Житие Феодосия Печерского» также написано Нестором. Феодосий – монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. И «Чтение», и «Житие» вошли в состав «Повести временных лет»

«Хождение Даниила игумена в святую землю». В XI в.начинаются путешествия русских людей на христианский Восток, к «святым местам».

Игумен Даниил совершил путешествие в Палестину в 1106-1108гг.

Большинство произведений, созданных в XI- XII в.в. сохранилось лишь в поздних списках XIV-XVII вв.

 

Для справки:

 

XII - XIII вв.

литература периода феодальной раздробленности ( «Слово о полку Игореве»)




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематика контрольных работ по литературе Древней Руси | Софийский собор в Новгороде.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 546. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия