Студопедия — ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА






1. Цели и задачи дисциплины:спецкурс «Западноевропейская средневековая миниатюра» читается студентам II курса, специальность "история искусств" (общепрофессиональная дисциплина, N 035410). Она читается в 4 семестре.

2. Место дисциплины в структуре ООП: общепрофессиональный цикл Б.3, вариативная часть.

Предшествующие дисциплины: Введение в историю искусства, Основы искусства Византии, Основы искусства Западной Европы в средние века, Христианская иконография, Мифологические и библейские темы и сюжеты в искусстве

Последующие дисциплины: Основы искусства эпохи Возрождения, Основы зарубежного искусства XVII века, Основы зарубежного искусства XVIII века, Основы зарубежного искусства XIX века

 

Целью дисциплины является ознакомление студентов с типами рукописей, вариантами организации книжного листа, типами миниатюр, национальными школами книжной миниатюры Западной Европы романского и готического периода.

Задача дисциплины

-- научить студентов различать основные типы церковных и светских рукописей,

-- научить идентифицировать стилистические признаки романской и готической книжной миниатюры и соотносить ее с общей картиной развития стилей в средневековой Европе,

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Западноевропейская средневековая миниатюра» входит в вариативную часть профессионального цикла ФГОС по направлению «искусствоведение» (бакалавр). Перед началом спецкурса студенты уже имеют представление о романском и готическом стилях, их временных рамках и общих признаках, а также с 10-15 хрестоматийными памятниками книжной миниатюры указанного периодаю.

Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов, начинающих изучать курс:

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства,

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории,

ПК-11В способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров,

ПК-16В владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций,

ПК-27В Способен анализировать и интерпретировать феномены зарубежного искусства в историко-культурном контексте,

ПК-28В способен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной деятельности,

ПК-26В Владеет знаниями и современными научными представлениями о проблемах истории и теории искусства в выбранной сфере.

 

4. Результаты обучения:

Знать:

-- основные типы церковных и светских рукописей XI-XV веков,

-- основные типы организации книжного листа,

-- основные виды книжной миниатюры,

-- основополагающую терминологию, касающуюся палеографии и книжной миниатюры,

-- основные школы книжной иллюминации романской и готической Европы

Уметь:

-- правильно определить тип, региональную принадлежность, стиль и приблизительную датировку миниатюры и рукописи в целом, в ряде случаев – и автора,

-- правильно определить сюжет изображения, связать его с кругом церковных или светских сюжетов,

Владеть: основами стилистического и иконографического анализа произведений западноевропейского средневекового искусства.

 

 

Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 26 ауд. часов/46 часов сам. работы.

Лекционные -12 и семинарские -14 часов занятия (по учебному плану)

 

№ п/п   Раздел дисциплины Семестр     Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
              лекции прак­тичес­кие заня­тия семи­нары само­стоятель­ная работа    
  Основные типы средневековых рукописей   1-2         Проверка практических заданий
  Основные типы книжной миниатюры: иллюстрация в тексте, фронтиспис, маргиналия, инициал     3-4         Доклады, проверка практических заданий
  Романская миниатюра: атлантовские Библии и псалтири с тетрадями илл.     5-6         Доклады, проверка практических заданий
  Переход от фронтисписа и заставки к инициалу. «Иконографический взрыв» XII в               Доклады, проверка практических заданий
  Раннеготическая миниатюра. «Стиль мокрых складок» и искусство около 1200 г             Доклады, проверка практических заданий
  Школы зрелой готической миниатюры сер.XIII-XIV веков. «Ковровые фоны»   9-11         Доклады, проверка практических заданий
  Позднеготическая миниатюра и ее связь с ars nova и искусством Северного Возрождения   11-12         Доклады, проверка практических заданий
  Подготовка докладов и курсовых работ       1-15           Проверка и оценка докладов и курсовых работ

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры  
 
Аудиторные занятия (всего) 26/0,75  
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего) 46/1.25  
В том числе: - -
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Подготовка к аналитич.заданиям на семинаре    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Тема К Образовательные технологии Оценочные средства Пороговый уровень освоения Повышенный уровень Освоения
  1. Основные типы средневековых рукописей 3 часа ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В,.   Вводная лекция, дискуссия дискуссия    
  2. Основные типы книжной миниатюры: иллюстрация в тексте, фронтиспис, маргиналия, инициал. 6 часов ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В Проблемная лекция, аналитические задания аналитические задания, доклады    
  3.Романская миниатюра: атлантовские Библии и псалтири с тетрадями илл. 5 часов ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В, Проблемная лекция, аналитические задания аналитические задания, доклады    
  4. Переход от фронтисписа и заставки к инициалу. «Иконографический взрыв» XII в 2 часа ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В Лекция-беседа, дискуссия дискуссия    
  5. Раннеготическая миниатюра. «Стиль мокрых складок» и искусство около 1200 г 2 часа ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В Лекция-беседа, дискуссия Дискуссия, доклады    
  6. Школы зрелой готической миниатюры сер.XIII-XIV веков. «Ковровые фоны». 3 часа ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В Проблемная лекция, аналитические задания аналитические задания, доклады    
  7. Позднеготическая миниатюра и ее связь с ars nova и искусством Северного Возрождения. 4 часа ПК-1, ПК-8, ПК-11В, ПК-16В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В Лекция-беседа, дискуссия Аналитические задания, доклады    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

N Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основные типы средневековых рукописей. Переход от свитка к кодексу в Поздней Античности. Греческие и латинские переводы Писания и появление первых христианских рукописей – отдельных книг Ветхого и Нового Заветов. Сакраментарии периода варварских королевств. Первые полные списки Библии – Турские. Оттоновские евангелиарии. XII в – атлантовские Библии и Псалтири с инициалами и вшитыми тетрадями. Первые часословы. Эволюция часослова в XIII-XV веках. Светские рукописи – Бестиарии, хроники, рыцарские романы.
2. Основные типы книжной миниатюры: иллюстрация в тексте, фронтиспис, маргиналия, инициал. Переход от свитка к кодексу и трансформация типа иллюстрации текста. Раннехристианская миниатюра: эволюция от междустрочной иллюстрации (Генезис лорда Коттона) и таблицы (Кведлинбургская Итала) к комбинированной иллюстрации (Венский Генезис и Пентатевх Ашбернхема). Рождение маргиналии (Евангелие Рабулы). Формирование фронтисписа в Туре: нарративный, догматический, портретный, аллегорический. Цикл полностраничных иллюстраций в Оттоновском ренессансе и в XII в. От фронтисписа к инициалу: Библии XI-XIII веков. Типы инициалов в университетских рукописях XIII-XIV в. Роль маргиналий в готической рукописи, их развитие. Дролери, их назначение и эволюция. Усложнение структуры листа в готической рукописи XIV-XVвеков: иерархия инициалов от историзованного до орнаментального. Внедрение картинной композиции в рукопись XV века.
3. Романская миниатюра: атлантовские Библии и псалтири с тетрадями иллюстраций Появление атлантовских Библий как результат грегорианской реформы. Связь с каролингским Туром. Гипотеза о раннеримском образце. Римские библии XI-XII в и аккумуляция нескольких ранних традиций..Формирование национальных стилей – римское наследие и национальные особенности. Винчестерская Библия как итог пути, проделанного этим типом рукописи. Листы перед псалтирью как наследие оттоновских евангельских циклов, их роль как образцов. Роль английской школы – Сент-Олбанская, Винчестерская псалтири, псалтирь Глазго. Финал этого типа рукописи – псалтирь Ингеборг.
4. Переход от фронтисписа и заставки к инициалу. «Иконографический взрыв» XII в Немецкие, французские и английские гигантские библии – дальнейшее развитие фронтисписа и формирование инициала. Лоббская библия как первый пример использования историзованного инициала. Римская традиция и ее преломление в Адмонтской библии и библии Сувиньи. Расцвет богословия и рождение новых схем. Флореффская библия. Влияние естественнонаучных трактатов. «Церебральная иконография». «Сад наслаждений» Герраде фон Ландсберг как яркий пример иконографического творчества в экзегетике.
5. Раннеготическая миниатюра. «Стиль мокрых складок» и искусство около 1200 г Феномен «искусства около 1200 года». Сложение особого стиля под влиянием 3 и 4 крестовых походов. Псалтирь Ингеборг как яркий пример нового стиля в старом типе рукописи. Связи ее миниатюр со скульптурой и живописью французской готики (от «готической классики» к «куртуазному стилю».
6. Школы зрелой готической миниатюры сер.XIII-XIV веков. «Ковровые фоны». Формирование светской мастерской и влияние этого явления на стиль, тип и качество иллюминированной рукописи. Разделение труда в мастерской. Феномен pescia. Появление университетских библий и псалтирей. Новый тип частной рукописи – часослов и бревиарий. Жан Пюсель и мастер Оноре. Влияние проторенессансной Италии. Происхождение и роль дролери. Английская школа – псалтирь Латрелла как классический пример использования маргиналий. Их связь со светскими сюжетами в готической скульптуре.
7. Позднеготическая миниатюра и ее связь с ars nova и искусством Северного Возрождения Дальнейшее развитие миниатюры при Бургундском и Беррийском дворе. Рождение картинной композиции и зарождение в ней элементов пейзажа, портрета, интерьера. Роль авиньонской живописи и «Турино-миланский часослов» как связующее звено между Италией и Нидерландами. Часословы герцога Беррийского и Библия Борсо д’Эсте. Отражение в исследованиях миниатюры общей проблемы идентификации искусства XV века как средневекового или ренессансного.






Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия