Понятие римского частного права. Отличие ius privatum от ius publicum.Римское право – право античного Рима, Римского гос-ва рабовладельческой формации. В РП сущ-ло 2 отрасли права: частное и публичное. «Публ.право есть то, которое относится к положению римского гос-ва, частное, то которое относится к пользе отдельных лиц (Ульпиан). Публичное право- сов-сть норм, регул. воп-сы управления, воп-сы религиозного хар-ра; это право, относящееся к положениям рим.гос-ва.(вкл.:священнодействия, служение жрецов, положения о магистратах). Нормы публ.права не м/б изменены согласием сторон (императивные). П.п. было неразрывно связанно с обязанностями. Содержало нормы: о судопроиз-ве, о законе, уголовного права и т.д. Частное право -сов-сть норм права, защищающих интересы отдельного лица во взаимоотношениях с др. людьми. (вкл. и регул.: имущ. и нек. неимущ. отношения, инст-т собст-сти, наслед-ия, обязательственные правоотнош., права на чужие вещи и т.д.). В области частного права императивные нормы присутствуют, но не явл-тся хар-ми д/него; преобладают нормы, позволяющие заинтересованным лицам самим выбирать порядок отношений, складывающихся м/д ними. Для римского общ-ва понятие ч.п., не совпадало с понятием гр-го права, т.к не все жители Рима были гр-ми, важнейшим принципом римского частного права являлось бесправие рабов, они являлись вещью и не имели никаких прав. Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права. 2. Исторические системы римского частного права: ius civile, ius gentium, ius naturale. В начале развития рим.империи право не выделялось в состоят.сферу из религии. В древ.период происходит.разделение права и религии,но нормы права были также насыщены религиозными чертами, а применение права нах-сь в руках жрецов. Система РЧП заключает в себе определённые виды прав, которые были созданы и разработаны в различные периоды истории и для различного народа. Древнее право было строго нац-ым- цивильное (квиритское-в честь бога войны Яна Квирина) – право лишь рим.гр-н., неримляне не пользовались прав.защитой на тер-рии Рима;это сов-сть н.п., исх.от народного собрания, позднее от сената. Начало цивильного п. положил «XII» его положения охватывали все изв-ые в ту пору обл.прав.регул. Ему был свойственен формализм,символика,религиозность. С развитием торг.оборота отношение к иностранцам меняется, их интересы защищались правом той страны,из кот.они прибыли,а позднее и римским. Так складывается новая прав.сис-ма- право народов (в средние века-международное право)-регул-ло имуществ. отношения,возникающие м/д перегринами и римскими гр-ми; публ. право, воп-сы торг.права (международ.торговли).Оно было свободно от формализма, поэтому широко применялось в хоз.жизни. Принцип: главное не то,что было сказано,а то,что имелось ввиду.(Папиниан). В сочинениях рим.юр.упоминается естественное право - право,основанное на разумной нравственной природе чел-ка и соблюдаемое одинаково всеми людьми и всеми живыми сущ-вами. В период империи все прав.сис-мы сливаются воедино, различие чисто историческое.
|