Студопедия — Религия в России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия в России






Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения об­щества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где пред­ставлены все четыре мировые религии — христианство, мусуль­манство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Роль религии в социализации человека в СССР даже в 20 — 70-е гг. XX в. нельзя оценивать однозначно. В то время как право­славие почти утратило в ту пору свое влияние, ислам, который можно рассматривать не только как религию или не просто как религию, но и как образ жизни, в очень большой мере сохранял свои позиции. Немалую роль продолжала играть католическая цер­ковь в Литве, а также различные секты (особенно нелегальные) в различных регионах.

В последние десятилетия влияние всех конфессий стало возра­стать. Особенно значительный его рост отмечен, начиная с сере­дины 80-х гг., что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе. Интенсивно создаются новые религиоз ные организации, конфессиям возвращаются культовые сооруже­ния, планируется и идет строительство новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов.

Главное же то, что резко изменилась социально-психологичес­кая ситуация в обществе. Вместо господствовавших атеизма и без-религиозности появилось массовое стремление называть себя ве­рующими. С одной стороны, религия становится прибежищем ра­зуверившихся в скомпрометированной идеологии, противовесом безнравственности общества, идеей, консолидирующей нацио­нальное самосознание.

С другой стороны, надо учитывать имеющиеся различия меж­ду субъективным признанием себя верующим и реальным ис­полнением религиозных обрядов. Так, из опрошенных в 2002 г. московских школьников VII, IX, XI классов 74% считали себя верующими различных конфессий. В то же время регулярно со­блюдали религиозные обряды лишь 4,7 % опрошенных, еще 8,2 % делали это эпизодически, 25 % участвовали в религиозных празд­никах (Ю. М. Евстигнеева).

Среди взрослых, называющих себя верующими, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, 6 —7 %; 42 % называющих себя православными никогда не посещали церковную службу, 45 % не читали Библии, а 21 % на вопрос «Верите ли вы в Бога?» отве­тили «нет» (данные получены в 2002 г. сотрудниками Института Европы РАН).

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы оп­ределяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религи­озных организаций, насколько эффективно они функционируют.

Важное значение имеет и развитие религиозного просвещения и образования, которыми занимаются в той или иной степени все конфессии, в том числе и создавая свои учебные заведения раз­личного типа (воскресные школы, центры дополнительного ре­лигиозного образования, средние и высшие учебные заведения).

Так, по определению Архиерейского собора Русской право­славной церкви (1994 г.) каждый приход должен иметь воскрес­ную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В об­щецерковную систему религиозного воспитания включаются кроме воскресных школ также православные детские сады, православ­ные негосударственные лицеи и гимназии, богословские инсти­туты.

Возрождение приходской жизни требует большого числа свя­щеннослужителей, способных, готовых и специально подготов­ленных к ведению соответствующей работы с различными соци­альными и половозрастными группами населения.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 580. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия