Студопедия — ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА






В конце 1990-х гг. И.Г.Каргина19 изучала эмпирическими методами кон­фессиональный состав населения России. В ее задачу входило измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы постсоветских госу­дарств. Данные собраны в результате проведения следующих процедур: ♦ Почтовый опрос руководителей христианских объединений в государ­ствах, ранее входивших в состав СССР (февраль 1993 — июль 1994 г.). Разослано 9 250 опросников, получено 3 160 заполненных анкет. Наи­большую долю опрошенных составили объединения России (40,57%), Украины (35,32%), Молдовы (7,59%) и Беларуси (4,15%).

Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.

♦ Социально-статистическое обследование христианских организаций Москвы и Московской области (ноябрь 1996 — март 1997 г.). Всего изу­чено 826 организаций в Москве и 898 организаций по Московской облас­ти — все официально зарегистрированные по состоянию на 01.01.1997.

♦ Анализ содержательных данных Минюста РФ и публикаций журнала «Религия и право» (1996—1997). В разработку включена информация о 14 688 организациях России, зарегистрированных на 01.01.97. Управлени­ем по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ.

Свой опрос И. Г. Карги на проводила в те времена, когда не существовала (да и не существует по сей день) точная информационная сеть, объединя­ющая данные о всех религиозных объединениях (точный адрес, вероиспо­ведание, общие сведения о деятельности и проч.). В таких условиях оказа­лось невозможным очертить границы генеральной совокупности. Была предпринята процедура так называемого «снежного кома», когда за исклю­чением первого шага выбор очередного респондента совершался по указа­нию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге.

Анализ данных показал, что за десять лет — с 1985 по 1995 г. — созданы впервые или возобновлена деятельность 38,2% христианских организаций. А за предшествующие 20 лет «брежневского периода», т.е. в 1964—1984 гг., были созданы только 14,3% организаций. В еще более ранний период — с 1955 по 1964 г. — возникло только 2,63% новых организаций. За пять лет с 1985 по 1990 г. было создано 15,95% от общего числа новых религиозных объединений. В период с 1991 по 1994 г. возникло еще 22,2% организаций, причем максимум приходится на 1992 г. (8,58%). Процесс создания и реги­страции новых религиозных объединений продолжается и сегодня: на 1 ян­варя 1997 г. зарегистрировано на 1 610 организаций больше, чем в 1996 г. Всего за два последних года было создано и официально зарегистрировано 11,7% новых объединений христианских конфессий (от общего количества действующих на начало 1997 г. христианских объединений).

Перепись 2002 г. показала, что Россия сегодня — одно из самых много­национальных государств мира, где проживают представители около 160 национальностей. Минюстом зарегистрировано около 22 тыс. религиозных организаций, представляющих 69 конфессий.

Среди субъектов федерации наибольшей конфессиональной плотностью отличается Москва (табл. 10) и Московская область. В конце 1990-х гг. в Москве более '/3 всех религиозных объединений составляли объединения протестантских деноминаций, а немногим более '/2 — объединения право­славных деноминаций.

Таблица 10 Религиозные организации Москвы

 

Наименование религиозной группы Всего объединений % от всех религиозных объединений % от всех христианских объединений
Христианские объединения, втом числе: Православные Протестантские Католические   90,7 36,4 1,3 58,3 40,2 1,5
Нехристианские религиозные объединения   9,3  

Согласно исследованиям И.Г. Каргиной, распределение религиозных организаций в России представлено в табл. 11.

Таблица 11 Религиозные организации России

 

 

Религиозная группа 1996 г. 1997 г.
Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям
Христианские объединения Православные Католические Протестантские Ислам Иудаизм Буддизм Другие нехристианские конфессии 10 055 2 380 74,5 1,8 23,7 76,9 57,3 1,4 18,2 19,1 0,6 0,9 2,5 11 385 8 374 2 770 73,6 2,1 24,3 77,5 57,0 1,6 18,9 18,6 0,4 1,0 2,5
ИТОГО: 13 078 14 688

Источник: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111 — 118

Религиозная карта Московской области отлична от московской: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протес­тантские — 19%, католические официально не зарегистрированы, мусуль­мане — 1%, иудаисты — 1%. Общий вектор конфессиональных изменений в 1996—1997 гг., поданным исследования И.Г.Каргиной, выглядел следую­щим образом:

♦ постоянно увеличивалось число христианских объединений; внутри христианской религии росла доля протестантских объединений (с 23,7 до 24,3%) и католических (с 1,8 до 2,1%);

♦ отмечалось некоторое снижение удельного веса православных объеди­нений (с 74,5 до 73,6%);

♦ доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям немного возросла (с 76,9 до 77,5%);

♦ к концу 1996 г. количество протестантских организаций оказалось больше, чем мусульманских (соответственно: 2 770 против 2 738)20.

На постсоветском пространстве резко обострилась конкуренция между религиозными направлениями на рынке духовных услуг. Представители традиционного христианства столкнулись с совершенно новым для себя явлением: возникновением большого числа межконфессиональных христи­анских объединений (в официальной статистике им присвоено наименова­ние «неденоминированные»), которых в советский период не было. Главную

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

силу среди них составляют тоталитарные секты и так называемые миссии. Большинство миссионеров, работающих в межконфессиональных органи­зациях, являются протестантами, однако практически все межконфессио­нальные организации имеют экуменическую направленность. Они оказы­вают услуги людям, не спрашивая об их религиозной принадлежности. В ча­стности, межконфессиональные религиозные объединения взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание матери­альной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенси­онерам, детям. Ими создаются приюты для бездомных взрослых и детей, бес­платные столовые, закупается и без­возмездно передается детским домам огромное количество самых необходи­мых вещей, продуктов питания и меди­каментов.

Активная экспансия на российском рынке западного христианства прояв­ляется как в росте численности его сто­ронников среди этнически русского населения, так и в разнообразии форм и видов новых объединений. Подавля­ющее большинство христианских ре­лигиозных объединений составляют церкви (72%), на втором месте стоят миссии (14%), на третьем — союзы, объединения, органы религиозного управления (5,4%)21. Совершенно новы­ми для нас являются такие христианские объединения, как «Христианский юридический центр», «Союз христиан-предпринимателей», «Объединение христианских фермерских хозяйств», «Центр изучения Библии», «Медицин­ское христианское общество» и др. Их деятельность выходит за рамки чис­то религиозных функций, приобретая полурелигиозный и полусветский характер.

1 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

СВЯТЫЕ: КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ1

Сегодня в России наблюдается процесс, получивший у специалистов на­звание религиозного возрождения: люди потянулись в церковь и к ис­точникам высшей духовности, которых они были лишены более 70 лет. Десятки тысяч храмов возвращаются верующим, первые лица государ­ства, чего никогда не было прежде, участвуют в церковной службе, пред­приниматели инвестируют реставрацию, ученые пишут диссертации по социологии религии. Как социальный институт церковь, согласно опро­сам общественного мнения, пользуется наибольшим доверием и авто­ритетом2.

Среди религиозных институтов особое место занимает почитание свя­тых, которое можно трактовать одновременно и как культурную практи­ку, освящающую имя земного человека и превращающую его в особо ценимую религиозную реликвию, и как социальный институт, помогаю­щий страждущим найти в жизни твердую нравственную опору, боль­нымизбавиться от недугов, сомневающимсяобрести ангела-хра­нителя и небесного заступника. Канонизация святых выполняет важные функции в сфере социальной мобильности, способствуя продвижению в разряд культурных героев тех людей, кто внес выдающийся вклад в развитие церкви и спасение Отчизны.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия